Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях

§ 1. Общие положения

Географические особенности расположения Российской Федерации предопределяют необходимость выполнения работ на территориях с суровыми природно-климатическими условиями, относимых к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Производство в таких районах характеризуется повышенным уровнем издержек в силу территориальной удаленности и труднодоступности, приводящих к значительным транспортным затратам. Кроме того, необходимо также учитывать высокие расходы на оплату труда и социальную сферу.

В докладе Президента РФ от 28 апреля 2004 г. “Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера”, сделанном на заседании президиума Государственного совета N 36 “Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России” <1> уточнено, что Север представляет собой высокоширотную часть территории России, включая островную и материковую сушу Арктики, зоны тундры, лесотундры и северную часть зоны тайги, характеризующуюся весьма суровыми климатическими условиями и низкой плотностью населения; кроме того, к Северу могут быть приравнены территории средних широт со сложными климатическими и порографическими условиями. По состоянию на апрель 2004 г. к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям (районам Севера) полностью были отнесены 16 и часть территорий 11 субъектов РФ, которые занимали 11 млн. кв. км, или почти 2/3 территории России. На тот момент в данных районах постоянно проживали 10,7 млн. человек, или 7,4% населения страны, в том числе представители около 30 коренных малочисленных народов.

——————————–

<1> http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2004/04/28/97302.shtml.

 

Ввиду особенных природно-климатических условий, в которых осуществляется труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, им предоставляются гарантии и компенсации, устанавливаемые ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. В ТК особенностям регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, посвящена гл. 50. В настоящее время действует в части, не противоречащей ТК (в силу ч. 1 ст. 423 ТК), Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.

Кроме того, в части, не противоречащей ТК РФ, действует Инструкция о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденная Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2.

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, был утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 “О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера” и неоднократно изменялся.

Материал к размышлению.

Дифференциация трудовых отношений по территориальному признаку присутствовала в законодательстве СССР с 30-х гг. XX столетия: так, лицам, работающим в отдаленных местностях РСФСР и СССР и вне крупных городских поселений, предоставлялись льготы в зависимости от их квалификации и занимаемой должности. Под общим наименованием “районы Крайнего Севера” соответствующие территории были объединены лишь 10 мая 1932 г. Положением о льготах для лиц, работающих на Крайнем Севере РСФСР, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР. Через 10 лет, в октябре 1942 г., в связи с переводом экономики СССР на военное положение, льготы северянам были почти полностью отменены, но сразу после окончания войны – 1 августа 1945 г. – восстановлены Указом Президиума Верховного Совета СССР “О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера”. В том же году Постановлением СНК СССР был определен перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. В дальнейшем попытки упорядочить разрозненные нормативные акты предпринимались в 1960 и 1967 гг. (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. “Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера” и от 26 сентября 1967 г. “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера”):

Гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, делятся на две категории.

1) государственные гарантии и компенсации. Устанавливаются исключительно ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ. Предоставление таких гарантий и компенсаций является обязанностью всех работодателей, труд работников которых осуществляется в соответствующих местностях, независимо от формы собственности организации и источников финансирования;

2) дополнительные гарантии и компенсации. Могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Такие гарантии и компенсации устанавливаются исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. В настоящее время дополнительные гарантии и компенсации также устанавливаются в соглашениях, заключаемых на различных уровнях социального партнерства.

К числу государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, можно отнести:

– гарантии при заключении трудового договора;

– гарантии по оплате труда;

– гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями;

– гарантии и компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

– гарантии при расторжении трудового договора;

– другие гарантии и компенсации.

 

§ 2. Гарантии при заключении трудового договора

 

Труд в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях сопряжен со значительными психофизиологическими нагрузками, в связи с чем условием заключения трудового договора в отдельных случаях является наличие медицинского заключения об отсутствии у лица, поступающего на работу, противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

Указанное требование действует в отношении лиц, переезжающих в районы Крайнего Севера (и в приравненные к ним местности) из других местностей для осуществления трудовой деятельности по приглашению работодателя.

Кроме того, согласно положениям ст. ст. 69 и 213 ТК отдельные категории работников при заключении трудового договора проходят обязательный предварительный медицинский осмотр, а впоследствии, после заключения трудового договора, – обязательные периодические медицинские осмотры.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также Порядок проведения медицинских осмотров определяются Приказом Минздравсоцразвития России 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”. В нем, в частности, предусмотрено обязательное прохождение медицинских осмотров лицами, осуществляющими работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая:

– работы в нефтяной и газовой промышленности, выполняемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;

– работы на гидрометеорологических станциях, сооружениях связи, расположенных в полярных, высокогорных, пустынных, таежных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, в сложных климатических условиях;

– геологоразведочные, строительные и другие работы в отдаленных, малонаселенных, труднодоступных, заболоченных и горных районах (в том числе вахтово-экспедиционным методом);

– работы, выполняемые по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Указанные обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя.

При заключении трудового договора с лицами, поступающими на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, можно использовать Рекомендации по заключению трудового договора (контракта), отражающие специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, и примерный трудовой договор (контракт) с работником, привлекаемым для выполнения работ в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, утвержденные Постановлением Минтруда России от 23 июля 1998 г. N 29. Данный нормативный правовой акт в силу положений ст. 423 ТК действует в части, не противоречащей ТК.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 59 ТК трудовой договор, заключаемый с лицом, поступающим на работу в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, может заключаться по соглашению сторон на определенный срок, если это связано с переездом к месту работы.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, в соответствии со ст. 326 ТК предоставляются дополнительные гарантии, в том числе по возмещению части затрат, возникающих у них в связи с переездом. Так, лицам, заключившим трудовые договоры с организациями, финансируемыми из федерального бюджета, в указанных случаях предоставляются следующие гарантии:

– единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;

– оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории РФ по фактическим расходам, а также стоимости провоза багажа не свыше 5 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

– оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Указанные компенсации выплачиваются согласно Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, на членов семьи работника, состоящих на его иждивении и проживающих совместно с ним на момент переезда работника (заключения трудового договора о работе в районах Крайнего Севера или в приравненных к ним местностях), а также детей, родившихся в период действия трудового договора за пределами указанных районов и местностей.

В том случае, если члены семьи работника переезжают на новое место жительства не вместе с работником, а отдельно, право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа для них сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

При заключении трудового договора о работе в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом к месту работы из других регионов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления.

При заключении трудовых договоров с работодателями, не относящимися к бюджетной сфере, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, гарантии и компенсации, связанные с переездом к месту работы в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других регионов Российской Федерации, предоставляются только по основному месту работы.

Средства, выплаченные работнику в связи с переездом, должны быть им возвращены работодателю:

1) полностью, если он не явился на работу или отказался приступить к работе без уважительной причины;

2) пропорционально отработанному времени, если он до истечения срока трудового договора был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством явились основанием прекращения трудового договора.

Работник, который не явился на работу или отказался приступить к работе по уважительной причине, обязан вернуть выплаченные ему средства за вычетом понесенных уже путевых расходов.

В случае прекращения трудового договора по соглашению сторон вопрос о возврате этих средств решается соглашением работника и работодателя.

 

§ 3. Гарантии по оплате труда

 

Оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в повышенном размере за счет применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Данные выплаты имеют компенсационный характер и предоставляются в целях возмещения дополнительных затрат, возникающих у работников, труд которых осуществляется в удаленных, труднодоступных регионах, с особыми климатическими условиями, в связи со специфическим набором продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в соответствующих условиях (потребительской корзиной), а также более высокими ценами на потребляемые товары и услуги.

Районный коэффициент к заработной плате представляет собой числовую величину, на которую повышается заработная плата всех работников организаций, расположенных в соответствующих районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящее время в связи с непринятием нормативного правового акта Правительством РФ, которым должны устанавливаться размеры районных коэффициентов, продолжают применяться нормативные правовые акты, в том числе принятые в СССР, устанавливающие размеры районного коэффициента в диапазоне от 1,15 до 2,0. Также следует учитывать Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2013 г. N 832 “О районном коэффициенте к заработной плате и процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в Антарктике лицам, входящим в состав Российской антарктической экспедиции”, которым установлен районный коэффициент в размере 3,0 к заработной плате работников зимовочного и сезонного состава Российской антарктической экспедиции во время их работы на территории Антарктиды.

Районный коэффициент начисляется на фактический заработок работника, применяется по месту фактической постоянной работы работника независимо от места нахождения организации, в которой он работает. Районный коэффициент не начисляется на компенсации, выплачиваемые работнику (например, на суточные, надбавку за вахтовый метод), представляющие собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей, и не относящиеся к заработной плате. Величина заработка, на который начисляется районный коэффициент, предельным размером не ограничена.

В связи с тем что при исчислении среднего заработка учитывается районный коэффициент, к среднему заработку, выплачиваемому работнику в установленных законодательством случаях, районный коэффициент не применяется.

В связи со значительным числом нормативных правовых актов, которыми установлены в настоящее время районные коэффициенты, в практической работе можно использовать совместное информационное письмо Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции ПФР от 19 мая, 9 июня 2003 г. N 670-9, 1199-16, 25-23/5995, в котором приводятся сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. При этом необходимо учитывать, что данный перечень является неполным. Так, например, коэффициент в размере 1,15 применяется к заработной плате работников не только на всей территории Республики Карелия (за исключением районов, где применяется более высокий размер коэффициента), но также и в Республике Башкортостан – на основании Постановления Совета Министров СССР от 21 мая 1987 г. N 591 “О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР”.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере (ст. 316 ТК).

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты должны устанавливаться Правительством РФ. В настоящее время соответствующий нормативный правовой акт не принят, в связи с чем применяются ранее принятые нормативные правовые акты.

Процентная надбавка к заработной плате начисляется на весь фактический заработок работника независимо от его величины, за исключением выплат по районному коэффициенту, суммы компенсаций и материальной помощи, а также на средний заработок.

Процентная надбавка за стаж работы начисляется с первого дня возникновения права на нее, при этом размер надбавки зависит от стажа работы работника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. “Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера” и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. N 1908-VII “О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера” размер процентной надбавки к заработной плате составляет:

– в особых районах Крайнего Севера (Чукотском автономном округе и Северо-Эвеннском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря)) – 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы при максимальном размере – 100% заработка;

– в остальных районах Крайнего Севера – 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60-процентной надбавки – 10% заработка за каждый последующий год при максимальном размере 80% заработка;

– в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 10% заработка по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждый последующий год работы при максимальном размере 50% заработка.

В соответствии с подп. “е” п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 г. N 458 “Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера” молодежи, прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 1 января 1991 г. в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев, и по достижении 60-процентной надбавки – последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере – 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределы, предусмотренные действующим законодательством.

Следует учесть, что к молодежи, согласно подп. “г” п. 16 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, относятся лица в возрасте до 30 лет.

В соответствии с прежней редакцией ст. 11 Закона РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных местностях не менее пяти лет. Указанные положения были исключены с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

В случае перехода работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу в организацию, расположенную в другом районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, перерасчет процентной надбавки осуществляется в порядке, определенном Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 “Об утверждении разъяснения “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия”.

 

§ 4. Гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями

 

Для отдельных категорий работников, с учетом их психофизиологического или социального статуса, в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей законодатель устанавливает дополнительные гарантии в сфере рабочего времени и времени отдыха. Так, женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективным или трудовым договором устанавливается сокращенное рабочее время. В соответствии со ст. 320 ТК для женщин устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается женщинам в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Кроме того, одному из родителей ребенка в возрасте до 16 лет ежемесячно может быть предоставлен дополнительный выходной день без сохранения заработной платы. Данная гарантия предоставляется также приемным родителям, опекунам и попечителям ребенка в возрасте до 16 лет. Указанный дополнительный выходной день предоставляется исключительно на основании письменного заявления работника. При этом работодатель вправе потребовать предоставления документа, подтверждающего, что второй родитель (опекун, попечитель) ребенка не воспользовался указанным правом в том же месяце по месту своей работы. Предоставляемые в связи с наличием несовершеннолетних детей дополнительные выходные дни не суммируются и не могут быть перенесены на иной период, количество таких выходных дней не зависит от числа несовершеннолетних детей в семье.

Еще одной гарантией, предоставляемой лицам с семейными обязанностями, является право на использование одним из работающих родителей (опекуном, попечителем) ежегодного оплачиваемого отпуска (или его части – не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до 18 лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. Указанный отпуск предоставляется по просьбе работника на основании соответствующего заявления независимо от времени его работы у данного работодателя.

 

§ 5. Гарантии и компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска

 

Помимо установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях (например, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ст. 321 ТК).

Законом РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” предусмотрено также предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительностью восемь календарных дней работникам, работающих в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате. Такие отпуска предоставляются работникам, проживающим и работающим в суровых условиях Севера, связанных с повышенными психофизиологическими затратами, для восстановления трудоспособности, а также в связи с необходимостью уменьшения негативного влияния на работников климатических факторов за счет снижения времени их воздействия.

Лицам, работающим по совместительству, общая продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается на общих основаниях. В ч. 1 ст. 287 ТК установлено, что лицам, работающим по совместительству, гарантии и компенсации за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются только по основному месту работы. Однако сам по себе отпуск не является ни гарантией, ни компенсацией. Таким образом, лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на ежегодный дополнительный отпуск соответствующей продолжительности.

Однако предусмотренное в ст. 287 ТК ограничение распространяется на другие предоставляемые лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, гарантии и компенсации, в том числе связанные с предоставлением ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Так, например, лица, работающие по совместительству в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут претендовать на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. Кроме того, лицам, работающим по совместительству, не предоставляются гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации (ст. 318 ТК), гарантии медицинского обслуживания (ст. 323 ТК), компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (ст. 326 ТК).

Право на использование ежегодного дополнительного отпуска, предоставляемого в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, возникает у работника одновременно с правом на ежегодный основной оплачиваемый отпуск – по истечении шести месяцев работы у данного работодателя. Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работнику, определяется суммированием ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, положенных работнику. При этом исходя из общих положений, установленных ст. 120 ТК, продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска общим пределом не ограничивается.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставлено право соединять полностью или частично ежегодные оплачиваемые отпуска, но не более чем за два года. Такое объединение отпусков производится работодателем исключительно по желанию работника, на основании его письменного заявления. Общая продолжительность предоставляемого при таком соединении ежегодного оплачиваемого отпуска не должна превышать шесть месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Право на неиспользованную часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую шесть месяцев, работник не теряет, она присоединяется к ежегодному оплачиваемому отпуску, предоставляемому работнику в следующем году.

Предоставляемый для проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно отпуск без сохранения заработной платы является целевым и предоставляется работнику один раз в два года. В число календарных дней ежегодного оплачиваемого отпуска дни отпуска без сохранения заработной платы, предоставляемого для проезда к месту использования отпуска, не включаются. Однако при полном или частичном соединении отпусков за два года общая продолжительность предоставляемого отпуска включает в себя отпуск без сохранения заработной платы. Но при этом такое время включается в стаж работы, дающий право на отпуск, а также на получение иных гарантий и компенсаций, связанных с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Продолжительность такого отпуска определяется по тому виду транспорта, которым воспользовался работник. В настоящее время правовое регулирование данного вида отпуска без сохранения заработной платы, косвенно предусмотренного ч. 3 ст. 322 ТК, осуществляется п. 38 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами.

Важной гарантией, предоставляемой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, является оплата за счет средств работодателя стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно в пределах территории РФ, а также оплата стоимости провоза багажа. Данная гарантия предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях.

Порядок и условия оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска находятся в прямой зависимости от того, из какого источника осуществляется финансирование деятельности организации-работодателя.

В организациях, финансируемых из федерального бюджета, право на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно за счет средств работодателя предоставляется работнику один раз в два года. При этом возмещается стоимость проезда только в пределах территории РФ, любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным. Также компенсируется стоимость провоза багажа весом до 30 кг. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации. В дальнейшем право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы у данного работодателя возникает у работника, начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы – начиная с пятого года работы и т.д.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям (в том числе усыновленным), фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Оплата стоимости проезда и провоза багажа членам семьи работника организации, финансируемой из федерального бюджета, производится при условии их выезда к месту использования отпуска работника (в один населенный пункт по существующему административно-территориальному делению) и возвращения (как вместе с работником, так и отдельно от него).

Право на оплату стоимости проезда и провоза багажа у членов семьи работника организации возникает одновременно с возникновением такого права у работника организации.

Компенсация расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно и по провозу багажа является целевой выплатой. Если работник и члены его семьи своевременно не воспользовались своим правом на компенсацию, выплачиваемые в качестве компенсации расходов средства не суммируются и не могут быть выплачены работнику в иной период.

Оплата стоимости проезда работника и членов его семьи личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.

В случае использования работником отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, компенсация расходов по проезду производится до ближайших к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции.

При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения Государственной границы Российской Федерации.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории РФ, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

Компенсация расходов производится авансом, не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск, на основании письменного заявления, поданного работником не позднее чем за две недели до начала отпуска. Размер компенсации рассчитывается исходя из примерной стоимости проезда. По возвращении работника из отпуска с ним производится окончательный расчет на основании представленных билетов или других документов.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 287 и ч. 7 ст. 325 ТК компенсация расходов производится организацией, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы работника.

В настоящее время Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 455.

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления; у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, – коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. При этом работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, не вправе уклоняться от предоставления такой компенсации либо необоснованно занижать ее размер.

Судебная практика.

По мнению Верховного Суда РФ, в силу ч. 1 ст. 6 ТК льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в гл. 50 ТК, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам независимо от того, с какими работодателями они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм.

(Определение Верховного Суда РФ от 11 марта 2011 г. N 60-В10-4)

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 2-П отмечено, что нормативное положение ч. 8 ст. 325 ТК РФ, рассматриваемое в системе действующего правового регулирования, предполагает обязанность работодателей, не относящихся к бюджетной сфере и осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать работающим у них лицам расходы на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и вместе с тем позволяет установить размер, условия и порядок данной компенсации на основе баланса интересов сторон трудового договора с учетом ее целевого назначения (максимально способствовать обеспечению выезда работника за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны), а также принимая во внимание реальные экономические возможности работодателя, которые, однако, не могут служить основанием для полного отказа от компенсации или ее неоправданного занижения. Именно в таком – конституционно-правовом – смысле данное нормативное положение не противоречит Конституции РФ.

В настоящее время рядом отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, предусмотрено, что уровень оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам, на которых распространяется соглашение, не может быть ниже уровня, устанавливаемого трудовым законодательством для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. Так, например, организации, присоединившиеся к Отраслевому соглашению по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2011 – 2013 годы, при определении размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно опираются на положения Постановления Правительства РФ “О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных органах государственной власти (государственных органах) и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей”.

Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами предусмотрено, что правом получения компенсации расходов по проезду к месту проведения отпуска и обратно может также воспользоваться женщина, работающая в организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при использовании отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком.

 

§ 6. Гарантии при расторжении трудового договора

 

При расторжении трудового договора по некоторым основаниям лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодательством предусмотрены дополнительные гарантии.

Так, при увольнении из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК), а также в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК) работнику гарантируется сохранение среднего заработка на более длительный период трудоустройства, чем предусмотрено по общему правилу (ст. 178 ТК).

Средний заработок работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сохраняется на весь период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), в то время как в общем случае (ст. 178 ТК) средний заработок сохраняется на период трудоустройства, не превышающий двух месяцев со дня увольнения.

В исключительных случаях средний заработок сохраняется за работником при увольнении из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, в то время как в других регионах Российской Федерации уволенные работники могут претендовать на сохранение среднего заработка лишь в течение третьего месяца со дня увольнения (если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в орган службы занятости населения и не был им трудоустроен).

При этом выходное пособие работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается в размере месячного заработка, т.е. на общих основаниях.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и среднего месячного заработка, сохраняемого за период трудоустройства, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

После прекращения трудового договора с организацией, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работники имеют право на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому (или прежнему) месту жительства в другую местность самого работника и членов его семьи.

Работнику, работающему по основному месту работы в организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше 5 т на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

В организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом работника после прекращения трудового договора к новому или прежнему месту жительства, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – органами местного самоуправления.

Работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, устанавливают размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, в коллективных договорах, локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовых договорах.

 

§ 7. Другие гарантии и компенсации

 

В силу территориальной удаленности и труднодоступности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не всегда имеется возможность предоставления проживающим в данных местностях лицам необходимых им медицинских консультаций или лечения. Коллективным договором организаций, финансируемых из федерального бюджета, может предусматриваться оплата за счет средств организации стоимости проезда работников для медицинских консультаций или лечения. При этом работник обязан представить медицинское заключение, выданное в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Оплата стоимости проезда осуществляется исключительно в пределах территории РФ, условием получения данной гарантии является недоступность соответствующих консультаций или лечения по месту проживания работника.

Аналогичные гарантии медицинского обслуживания для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Гарантии медицинского обслуживания для работников других организаций устанавливаются коллективными договорами.

Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляются также и иные гарантии и компенсации, например в области социального обеспечения, жилищных правоотношений. В частности, в области социального обеспечения гарантии и компенсации лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, а также Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 “О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями”.

При рассмотрении гарантий и компенсаций указанной категории граждан в области жилищных правоотношений необходимо учитывать положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ “О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, Постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879 “Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей”, а также некоторых других нормативных правовых актов.

 

§ 8. Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций

 

Для получения ряда государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходим специальный трудовой стаж, порядок установления и исчисления которого устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. Дополнительные гарантии и компенсации должны предоставляться в порядке и на условиях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, устанавливающими соответствующие гарантии и компенсации.

С наличием специального стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях непосредственно связано право работника на получение процентной надбавки к заработной плате, а также некоторые другие гарантии и компенсации в области социального обеспечения и жилищных правоотношений.

Со стажем работы связано также право работника на оплату за счет средств работодателя стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, а также провоза багажа, однако в данном случае учитывается не весь накопленный стаж работы работника в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а лишь стаж работы в конкретной организации, поскольку право на компенсацию расходов возникает у работника один раз в два года.

Такие же гарантии и компенсации, как право на дополнительный отпуск, на выплату районного коэффициента, гарантии медицинского обслуживания, гарантии женщинам и лицам с семейными обязанностями, гарантии, предоставляемые при расторжении трудового договора, не связаны с наличием у работника специального стажа работы. Право на получение большинства гарантий и компенсаций возникает у работника при заключении трудового договора о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящее время основные вопросы исчисления трудового стажа для получения гарантий и компенсаций определяются Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 7 октября 1993 г. N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера”.

Материалы к размышлению.

Отдельные вопросы исчисления стажа, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате, в том числе при переходе работника в организацию, расположенную в другом районе или другой местности, разъяснены Постановлением Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 “Об утверждении разъяснения “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия”.

Данным Постановлением, в частности, установлено, что трудовой стаж исчисляется со дня начала работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, и суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений.

При переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, на работу в организацию, расположенную в другом районе или другой местности, работа в которых также дает право на получение районной процентной надбавки, перерасчет процентной надбавки к заработной плате производится пропорционально времени, проработанному в соответствующих районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия в порядке, установленном по новому месту работы с соблюдением следующих правил:

1) в случаях перехода работника из организации, расположенной в районе Крайнего Севера, в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10-процентной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанных в районах Крайнего Севера;

2) в случаях перехода работника из организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в организацию, расположенную в районе Крайнего Севера, сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленных за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы начисляется дополнительная процентная надбавка пропорционально количеству месяцев;

3) в случае перехода работника из организации, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в организацию, расположенную в районе Крайнего Севера, ранее перешедшего на работу в эту местность из районов Крайнего Севера, общий размер подлежащих выплате процентных надбавок к заработной плате (в процентном исчислении) должен определяться путем суммирования процентных надбавок, заработанных им в каждой из этих организаций, при этом общий размер процентных надбавок к заработной плате не должен превышать установленного предела;

4) при переходе работника, имеющего необходимый для получения процентной надбавки стаж работы, из организации, расположенной в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, в организацию, расположенную в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, за ним сохраняется выслуженная процентная надбавка. Следующая очередная процентная надбавка этому работнику начисляется в общем порядке через шесть месяцев со дня перехода в организацию, расположенную в районе Крайнего Севера, и через год со дня перехода в организацию, расположенную в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Если на момент перехода работника в организацию, расположенную в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, процентная надбавка заработана им не полностью и ее размер составляет менее 30%, время работы после начисления первой или второй надбавки пересчитывается из расчета год работы в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия за три месяца работы в районах Крайнего Севера и за шесть месяцев работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При переходе работника, имеющего необходимый для получения надбавки стаж работы, из организации, расположенной в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в организацию, расположенную в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия, а затем обратно в районы Крайнего Севера или местности, приравненные к районам Крайнего Севера, ему выплачивается надбавка, выслуженная в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. В этом случае для работников организаций, расположенных в указанных местностях, и имеющих ранее выслуженные надбавки за годы работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, делается исключение: с момента отнесения местности к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, этим работникам восстанавливаются ранее выслуженные надбавки.

Выводы.

В гл. 50 ТК в полной мере проявляется дифференциация трудового законодательства, основанием для которой является территориальное расположение места выполнения работы работником. Труд, осуществляемый в экстремальных климатических условиях, требует повышения уровня предоставляемых работникам гарантий и компенсаций. В свою очередь, данные гарантии и компенсации делятся на государственные, устанавливаемые исключительно ТК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, и дополнительные. Предоставление государственных гарантий и компенсаций является обязанностью всех работодателей, труд работников которых осуществляется в соответствующих местностях, независимо от формы собственности организации и источников финансирования.

Дополнительные гарантии и компенсации могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправлении, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами. Такие гарантии и компенсации устанавливаются, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей. Гарантии и компенсации предоставляются работникам в связи с заключением трудового договора, прекращением его по некоторым основаниям, по оплате труда, при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска, а также в некоторых других случаях. Для получения ряда гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходим специальный трудовой стаж.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code