Признание открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений несостоявшимися как основание закупки “у единственного источника”

соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ контракт подлежит заключению с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятия заказчиком в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 – 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Разберемся, что это за случаи.

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в случаях, если конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным:

– частью 13 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и конкурсной документации;

– частью 6 статьи 53 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и конкурсной документации;

– частью 9 статьи 56 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, конкурсной документации.

В случае, если двухэтапный конкурс признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

По рассматриваемому основанию также заключается контракт, если электронный аукцион признан несостоявшимся по части 16 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, если лицо, подавшее такую заявку, и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации о таком аукционе.

Аналогично решается вопрос о заключении контракта в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ, в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.

Если же, например, аукционная комиссия допустила к участию в электронном аукционе несколько лиц по результатам рассмотрения первых частей заявок, а в итоге в электронном аукционе никто не поучаствовал, то электронный аукцион признается несостоявшимся по части 20 ст. 68 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта. Контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 70 Федерального закона N 44-ФЗ, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана ранее других заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии со ст. 79 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ в случаях, если запрос котировок признан несостоявшимся по основаниям, предусмотренным:

– частью 6 статьи 77 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка (при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок);

– частью 9 статьи 78 Федерального закона N 44-ФЗ в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям Федерального закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В отношении запроса предложений в части 18 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ указано, что в случае, если запрос предложений признается несостоявшимся в связи с тем, что до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна такая заявка, которая признана соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Казалось бы, что нового в том, чтобы заключить контракт с единственным участником процедуры при условии, что единственная заявка соответствует предъявляемым требованиям? И в период действия Федерального закона N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” заключали контракты, например, с единственными участниками открытых аукционов в электронной форме.

Новелла Федерального закона N 44-ФЗ состоит в том, что отныне заключение контракта с таким “единственным участником” необходимо согласовывать при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России), или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.

Срок согласования не должен быть более чем десять рабочих дней с даты поступления обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Соответствующий Порядок согласования введен Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537 “Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)” (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2013 N 30452) <46>.

——————————–

<46> Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2013 N 537 (зарегистрирован в Минюсте России 26.11.2013 N 30452) // Российская газета. N 273. 2013. 4 декабря.

 

Так, для получения согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 – 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик (уполномоченный орган, уполномоченное учреждение) направляет письменное обращение, подписанное уполномоченным должностным лицом заказчика (уполномоченного органа, уполномоченного учреждения):

1) в целях обеспечения федеральных нужд – в ФАС России, а в случае закупки товаров, работ, услуг, которые относятся к государственному оборонному заказу или сведения о которых составляют государственную тайну, – в Рособоронзаказ;

2) в целях обеспечения нужд субъекта Российской Федерации – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;

3) в целях обеспечения муниципальных нужд – в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

Обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1 – 3 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Федерального закона N 44-ФЗ должно содержать информацию о признании несостоявшимся конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений, дату и номер извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.

К обращениям должны быть приложены:

документация о закупках, а также разъяснения и изменения к ней (если такие разъяснения или изменения были сделаны заказчиком), копии протоколов, составленных в ходе проведения закупок;

информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) (наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Федерального закона N 44-ФЗ и документации о закупках;

документ о согласии указываемого в обращении поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупках и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта;

доверенность, выданная и оформленная в соответствии с гражданским законодательством, или ее заверенная копия, либо иной документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения (копия решения о назначении или об избрании либо приказ о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения без доверенности) (в случае направления обращения руководителем федерального органа исполнительной власти или его заместителем указанные документы не представляются).

По результатам рассмотрения обращения контрольный орган принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Решение оформляется письмом, которое направляется заказчику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления обращения.

В случае непредставления документов или информации, указанных в упомянутом Порядке, контрольный орган дополнительно запрашивает у заявителя информацию (документы), предусмотренные Порядком, которые должны быть представлены в контрольный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты получения запроса заявителем. Указанный запрос оформляется в виде письма и направляется заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента поступления обращения. При этом рассмотрение обращения приостанавливается до представления информации (документов). В случае непредставления информации в указанный срок контрольный орган не рассматривает принятое обращение и возвращает его заявителю.

Контрольный орган отказывает в согласовании возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях:

– если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

установление в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки;

– выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников проведенных закупок в случае обращения о возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Учитывая, что большое количество закупочных процедур признаются несостоявшимися, необходимо отметить, что необходимость согласования заключения контракта с единственным участником существенно усложнит жизнь заказчикам.

К сожалению, какие-либо советы заказчикам в данном случае дать трудно (разве только качественно готовить документацию и соблюдать все правовые нормы).

Зато участники закупок, зная о том, что, например, в случае признания электронного аукциона для федеральных нужд несостоявшимся предстоит процедура согласования в ФАС, могут действовать по принципу: “Пришел на электронный аукцион сам – приведи друга!”

Конечно, участнику закупки ничто не мешает попросить “дружественную фирму” поучаствовать в том же электронном аукционе (в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений), но при этом сильно не торговаться, чтобы было хотя бы два участника, полностью соответствующих документации.

На практике возникает вопрос о том, следует ли согласовывать заключение контракта с единственным участником с контролирующим органом, если, например, открытый аукцион в электронной форме был объявлен в декабре 2013 года по Федеральному закону N 94-ФЗ, а сама процедура аукциона состоялась в январе 2014 года (нужно ли применять новые правила согласно Федеральному закону N 44-ФЗ в части тех правовых последствий, которые возникают уже после вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ).

На этот дискуссионный вопрос дан ответ в совместном письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 29401-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2013 г. N АД/53811/13 “О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года” <47>: по мнению Минэкономразвития России и ФАС России, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов N 94-ФЗ, в том числе при:

——————————–

<47> О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года: письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 29401-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы от 30 декабря 2013 г. N АД/53811/13.

 

принятии решений о внесении изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе, отказе от проведения торгов;

разъяснении положений документации о торгах;

осуществлении допуска либо отказа в допуске к участию в торгах, определении победителя торгов, запроса котировок;

заключении контрактов, согласовании заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если размещение заказа признано несостоявшимся;

осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о размещении заказов.

Согласно данной позиции имеет место ультраактивность (“переживание”) Федерального закона N 94-ФЗ (действие фактически отмененного закона применительно к завершению процедур, объявленных по 94-ФЗ в период его действия). Получается, что если по открытому аукциону в электронной форме, объявленному в декабре 2013 года для федеральных нужд, один участник (и его заявка соответствует документации), то согласовывать заключение контракта с ФАС России в 2014 году не нужно, так как при заключении контракта вы ссылаетесь не на пункт 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, а на соответствующий пункт статьи 55 утратившего силу Федерального закона N 94-ФЗ.

Позиция представляется более чем спорной.

Часть 1 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ гласит, что к отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено названной статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ, сохраняют свою силу.

А если процедура объявлена в конце 2013 года, но не окончена по состоянию на дату вступления в силу Федерального закона N 44-ФЗ, то, исходя из буквального толкования статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ, Федеральный закон N 44-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (после 1 января 2014 года).

Вместе с тем с учетом технических особенностей размещения извещений и документации на официальном сайте, а также принимая во внимание разъясняющее письмо ФАС России и Минэкономразвития России, представляется, что практика пойдет именно в соответствии с указанными разъяснениями.

При заключении контракта по пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ по результатам несостоявшегося электронного аукциона, запроса котировок, необходимо помнить, что согласно части 4 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ существенным условием такого контракта будет расчет и обоснование цены.

Но когда заказчик объявляет, например, электронный аукцион, то заранее не знает, что будет участвовать одно лицо (или только одно лицо будет допущено). А в проекте контракта между тем надо предусмотреть возможность его последующего заключения по пункту 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ. В связи с изложенным автор рекомендует в проект контракта документации включать примечание о том, что в случае последующего заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается дополнительное приложение “Расчет и обоснование цены контракта”, которое в случае заключения контракта по начальной максимальной цене заполняется путем дублирования раздела документации, посвященного обоснованию начальной максимальной цены, а в случае предложения лица, с которым заключается контракт, о снижении цены дополнительно содержит сведения о понижающем коэффициенте по результатам такого понижения, а при наличии пояснений и обоснований со стороны единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – также такие пояснения и обоснования цены контракта.

Отметим также, что при полном отсутствии заявок или отклонении всех заявок у заказчиков отсутствует возможность заключения контрактов по п. 25 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code