Статья 3. Права иностранных граждан

Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

Комментарий к статье 3 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

Одной из важных проблем, принципиально влияющих на определение правового положения иностранных лиц на территории любой страны, является регулирование имущественных прав, в частности прав на землю. Вместе с тем развитие экономических отношений, в том числе международных, определяет необходимость особого правового регулирования сделок, осложненных иностранным элементом, с землями сельскохозяйственного назначения <5>.

——————————–

<5> Дихтяр А.И., Селифонова С.Ю. Ограничения прав иностранных лиц на земли сельскохозяйственного назначения: сравнительный анализ законодательства стран – участниц СНГ и ЕврАзЭС // Юридический мир. 2012. N 1. С. 49.

 

В соответствии с комментируемой статьей субъекты, указанные в пункте 2 статьи 2 комментируемого Закона (см. комментарий к пункту 2 статьи 2 комментируемого Закона), обладают в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения только правом аренды. Установление такого ограничения не в полной мере соответствует федеральному законодательству. Так, согласно пункту 2 статьи 2 и статье 4 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” федеральные законы могут предусматривать случаи, когда права и обязанности иностранных граждан и, соответственно, лиц без гражданства могут быть ограничены, что и реализовано в комментируемой статье. Однако в федеральном законодательстве отсутствуют положения, позволяющие устанавливать какие-либо ограничения в отношении юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. В этой связи полагаем, что норма комментируемой статьи в отношении этих субъектов лишена правовых оснований.

Обратим внимание, что согласно комментируемой статье объектом прав вышеуказанных субъектов является именно земельный участок, то есть конкретный объект. Между тем отметим, что до внесения изменений в комментируемую статью Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” и Федеральный закон “О землеустройстве” объектом прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, были также доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Однако после внесения изменений вышеуказанным Законом объектами права аренды таких субъектов могут быть только земельные участки, потому что, как справедливо отмечает И.Н. Ильюшихин, в случае, если объектом права является доля в праве общей собственности, право каждого сособственника не ограничивается какой-либо конкретной частью общей вещи, а распространяется на всю вещь. Причем “каждый из сособственников имеет право не на всю вещь, но на известную долю, а в то же время его право распространяется не на часть вещи, а проникает всюду, в каждой материальной ее частице он имеет долю <6>. Поэтому выражение “право на долю” не может быть понимаемо в смысле материальной доли вещи, так как такую нельзя и указать” <7>. Поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения могут принадлежать иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%, только на праве аренды, а переход права на долю в праве общей собственности влечет за собой приобретение новым субъектом данного права статуса сособственника, то необходимость в определении отдельных прав на долю в праве общей собственности указанных субъектов отсутствует в связи с исключительным характером комментируемой статьи.

——————————–

<6> Ильюшихин И.Н. Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2005 г. N 87-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” и Федеральный закон “О землеустройстве” // Право и экономика. 2005. N 10, 11, 12.

<7> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 279.

 

В этой связи в комментируемую статью были внесены изменения, так как передача доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в аренду по существу означает распоряжение и судьбой вещи, что возможно лишь с согласия всех сособственников.

Исследователи проблему регулирования прав иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц на земельные участки рассматривают в сравнении с законодательством зарубежных стран. Так, А.И. Дихтяр, С.Ю. Селифонова отмечают, что поскольку в настоящее время во всех государствах – членах СНГ и ЕврАзЭС действуют земельные кодексы, именно они как основные источники земельного права стали предметом сравнительно-правового анализа. Безусловно, в состав земельного законодательства каждого из государств входят и иные нормативно-правовые акты, однако для целей гармонизации земельного законодательства государств – членов СНГ и ЕврАзЭС представляется более целесообразным проводить анализ именно положений кодексов <8>.

——————————–

<8> Дихтяр А.И. Указ. соч. С. 50.

 

Однако, как видим, в законодательстве Российской Федерации ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц предусмотрены не только в ЗК РФ, но и в других федеральных законах, в частности в комментируемом Законе. Поэтому нам представляется, что более верным является сравнение не только кодексов зарубежных стран, но и иных федеральных законов.

Законодательство сравниваемых правопорядков рассматривает землю как природный ресурс и компонент природной среды. Земельный участок является недвижимым имуществом и объектом гражданских прав. И земля, и земельные участки, части земельных участков, земельные сервитуты, а также права на них являются объектами земельных отношений. Следует отметить, что в законодательстве Кыргызской Республики применительно к земельным участкам также используется такой термин, как “земельная доля”.

Преимущественно иностранным лицам земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в аренду, минимальные и предельные сроки аренды устанавливаются законодательством.

Российское земельное законодательство не предусматривает ограничений прав бипатридов на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, а также в качестве основания прекращения права собственности российского гражданина на земельный участок случай утраты российского гражданства. Вместе с тем некоторые ограничения в этой области установлены законодательством отдельных сравниваемых правопорядков.

По земельному законодательству других государств – членов ЕврАзЭС и СНГ пользование иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться только на праве аренды.

Например, в Республике Беларусь земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства (статья 13 Конституции Республики Беларусь, часть 1 статьи 2 Кодекса о земле Республики Беларусь). В случае утраты гражданства Республики Беларусь по решению суда допускается принудительное изъятие земельных участков, находящихся в собственности граждан (подп. 3 части 1 статьи 53 Кодекса о земле Республики Беларусь).

Статья 5 Земельного кодекса Кыргызской Республики, посвященная праву иностранных лиц на земельный участок, определяет, что предоставление и передача в собственность иностранным лицам сельскохозяйственных угодий не допускаются. Кроме того, часть 1 статьи 7 Закона Кыргызской Республики “Об управлении землями сельскохозяйственного назначения” предусматривает, что право собственности на землю, предоставление и передача в собственность земель сельскохозяйственного назначения в Кыргызской Республике запрещаются: иностранным гражданам, юридическим лицам и государствам; лицам без гражданства, проживающим на территории Кыргызской Республики; совместным предприятиям; супругам, если один из них является гражданином иностранного государства либо лицом без гражданства <9>.

——————————–

<9> Там же.

 

Таким образом, сравнительный анализ законодательства зарубежных государств, в частности стран СНГ, позволяет сделать вывод о том, что преимущественно во всех странах СНГ иностранные граждане и иностранные юридические лица не могут обладать правом собственности на землю. При этом, как правило, ограничений права аренды в законодательстве стран СНГ в отношении иностранных граждан и иностранных юридических лиц не предусмотрено.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code