Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Комментарий к статье 10 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит императивную норму о том, что если земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения находятся в государственной или муниципальной собственности, то их предоставление гражданам и юридическим лицам осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах). Конкурс – это форма проведения торгов, при которой выигравшим признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия, а аукцион – форма, при которой выигравшим признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Между тем отметим, что такая императивная норма не в полной мере соответствует статье 34 ЗК РФ, которая устанавливает общие условия предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством. По общему правилу предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, каковыми и являются цели, предполагающие использование земельного участка для ведения сельскохозяйственной деятельности (сельскохозяйственных нужд), не предполагает проведение торгов (конкурсов, аукционов). Кроме того, пункт 1 статьи 34 ЗК РФ за органами государственной власти и органами местного самоуправления закрепляет обязанность принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Такой акт может и не предусматривать обязательное проведение торгов (конкурсов, аукционов) для предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Соответственно, норма пункта 1 комментируемой статьи не учитывает общие особенности предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, которые установлены земельным законодательством.

Кроме того, правило о проведении торгов (конкурсов, аукционов) согласно пункту 1 комментируемой статьи не распространяется на случаи, когда переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть им приобретен в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта РФ, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка (см. комментарий к пункту 4 комментируемой статьи).

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит норму о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которая относительно граждан не в полной мере соответствует статье 34 ЗК РФ. Данная норма предусматривает, что в порядке, предусмотренном статьей 34 ЗК РФ, предоставляется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения только в случае, когда было в отношении его подано только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, а также орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления предварительно и заблаговременно опубликовал сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ. При этом после такой публикации должен пройти не менее чем один месяц, в течение которого не должны поступить иные заявления относительно этого земельного участка. В ином случае испрашиваемый для предоставления земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения будет предоставлен только на торгах (конкурсах, аукционах), если в отношении его поступит более чем одно заявление.

Однако общий порядок статьи 34 ЗК РФ относительно граждан не предусматривает таких условий. Напротив, согласно статье 34 ЗК РФ гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, достаточно в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, подать заявление в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Затем орган местного самоуправления выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. После этого исполнительный орган власти субъекта РФ или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении этого земельного участка. В то же время орган государственной власти и орган местного самоуправления могут в своих актах прописать и иной порядок предоставления земельного участка.

Таким образом, мы видим, что положения статьи 34 ЗК РФ, в отличие от требований пункта 2 комментируемой статьи, не предусматривают условий о предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предполагаемого к передаче земельного участка, а также о прохождении месячного срока с момента такой публикации.

При этом нельзя не отметить, что в судебной практике имеются судебные решения, в соответствии с которыми торги признаются несостоявшимися в силу нарушения вышеуказанных требований пункта 2 комментируемой статьи. Так, в Красноярском крае главой крестьянского фермерского хозяйства Шейнмаером Александром Федоровичем был заключен договор купли-продажи земельного участка N 31-ПЗ/А от 7 февраля 2008 года. Однако муниципальным образованием Ачинского района Красноярского края было предъявлено в суд исковое заявление с требованием о признании этого договора недействительным. Суды, установив, что согласно протоколу конкурсной комиссии от 28 января 2008 года N 1 при проведении торгов по продаже земельного участка подана заявка только А.Ф. Шейнмаера, которому решено предоставить в собственность за плату указанный земельный участок, обоснованно признали проведенные торги несостоявшимися и пришли к законному выводу о ничтожности договора купли-продажи как заключенного в нарушение вышеприведенных норм законодательства (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 ноября 2011 г. N А33-703/2011).

3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит норму бланкетного характера относительно порядка организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также права на заключение договоров аренды таких земельных участков. Правовое регулирование указанного порядка осуществляется в соответствии со статьей 38 ЗК РФ. Между тем ссылка на статью 38 ЗК РФ представляется не совсем удачной, так как она сама носит бланкетный характер и фактически каких-либо норм не устанавливает, за исключением того, что предметом торгов является только сформированный земельный участок, а в качестве организатора торгов и продавца может выступить только исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

В то же время собственно порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) содержится в Правилах организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808. Так, например, согласно этим Правилам извещение о проведении торгов (конкурсов, аукционов) должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:

– форму торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;

– срок принятия решения об отказе в проведении торгов;

– предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные позволяющие индивидуализировать земельный участок данные;

– наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;

– наименование организатора торгов.

На практике органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления размещают извещения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) на своих официальных сайтах. При этом на официальном сайте они также размещают формы (бланки) заявок на участие в торгах (конкурсах, аукционах). В извещении обязательно указывается также начальная цена, если это аукцион (например, 4 млн. руб.), шаг аукциона (например, 200 тыс. руб.). Начальной ценой торгов (аукционов) является рыночная стоимость земельного участка, определенная оценщиками (физическими лицами, являющимися членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков), поэтому в извещении о проведении торгов (аукционов), как правило, указываются дата и номер отчета об оценке. Местом проведения торгов (конкурсов, аукционов) на практике является помещение, расположенное в месте нахождения органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления. Правовым основанием проведения торгов (конкурсов, аукционов) является правовой акт органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления (как правило, таким правовым актом является распоряжение).

Зачастую на своих официальных сайтах органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления размещают итоги проведения торгов (конкурсов, аукционов). Практически такие итоги представляют собой информацию, зафиксированную в файле, подготовленном при помощи программного обеспечения “Microsoft Word”, “Microsoft Excel”, где указываются информация о местоположении земельного участка, его кадастровой стоимости, виде разрешенного использования, фамилия, имя, отчество или наименование победителя торгов.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет арендатору земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, относящегося к государственной или муниципальной собственности, право приобрести этот земельный участок в собственность по рыночной цене, которая сложилась в той или иной местности, либо по цене, которая установлена законом субъекта РФ. При этом реализовать арендатор такого земельного участка данное право сможет только по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Указанная норма пункта 4 комментируемой статьи полностью соответствует пункту 8 статьи 22 ЗК РФ, которая предоставляет арендатору земельного участка преимущественное право его покупки в случае продажи.

Относительно срока, по истечение которого арендатор может реализовать право покупки, отметим, что он распространяется только на те случаи, когда договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения заключен на срок более одного года. На практике стороны договора аренды земельного участка с целью избежать необходимость его государственной регистрации заключают такой договор на срок менее одного года, так как статья 26 ЗК РФ устанавливает требование о том, что договор аренды земельного участка, заключенный на срок менее чем один год, не подлежит государственной регистрации, поэтому и три года в отношении таких договоров истечь не могут.

Что касается надлежащего использования такого земельного участка, стоит отметить, что судебные органы на практике при рассмотрении споров, связанных с приобретением арендаторами таких земельных участков права собственности на них, учитывают не только факт их надлежащего использования арендаторами, но и соблюдение ими условий договоров аренды. Так, администрацией муниципального образования – Кораблинский муниципальный район Рязанской области было отказано индивидуальному предпринимателю Ивановой Людмиле Юрьевне в отчуждении земельного участка площадью 102483 кв. м. Данный отказ индивидуальным предпринимателем был обжалован. Как следовало из содержания решения органа местного самоуправления, оформленного письмом от 23 августа 2011 г. N 1463, основанием для отказа ИП Л.Ю. Ивановой в предоставлении в собственность арендуемого земельного участка послужило наличие задолженности по арендной плате за пользование этим земельным участком, что также было принято судом во внимание (см. Постановление ФАС Центрального округа от 1 августа 2012 г. по делу N А54-4791/2011).

Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает срок принятия органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о предоставлении находящегося в аренде земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении. Этот срок равен исходя из пункта 4 комментируемой статьи тридцати календарным дням, которые исчисляются со дня подачи заявления в письменной форме. На практике формы таких заявлений размещаются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. В этих заявлениях в обязательном порядке указываются сведения о заявителях (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства, место пребывания, если это физическое лицо, фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, адрес фактического места нахождения, если это юридическое лицо, цель использования земельного участка).

Однако для того, чтобы арендатору земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения приобрести его в собственность, только заявления недостаточно, так как к нему должны быть представлены документы, которые подтверждают надлежащее использование такого земельного участка. Этот перечень согласно пункту 4 комментируемой статьи должно установить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. На сегодняшний день такой перечень указанным органом исполнительной власти не установлен. Между тем действует Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 475, который содержит такой документ, как копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка. Полагаем, что при условии отсутствия иного перечня документов допустимо представление данного документа как подтверждающего факт надлежащего использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

Пункт 4 комментируемой статьи предоставляет субъектам РФ право в законах субъекта РФ установить случаи, когда сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, могут предоставляться бесплатно гражданам на праве общей собственности, а также устанавливать перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли. Так, например, статья 22 Закона Мурманской области от 31 декабря 2003 г. N 462-01-ЗМО “Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области” предусматривает, что вышеуказанные сельскохозяйственные угодья могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций, которые были образованы при реорганизации колхозов и совхозов без предусмотренного законодательством Российской Федерации определения индивидуальных земельных долей и решение о ликвидации которых принято после вступления в силу данного Закона. При этом право на получение земельной доли имеют следующие категории граждан:

1) граждане, работающие в сельскохозяйственных организациях;

2) граждане, уволившиеся из сельскохозяйственной организации в связи с призывом на срочную военную службу и по сокращению численности;

3) стипендиаты сельскохозяйственной организации;

4) пенсионеры, ушедшие на пенсию из сельскохозяйственной организации и проживающие на момент предоставления земель на праве общей собственности в данной местности.

Помимо этого, законы субъектов РФ могут устанавливать случаи предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность (возмездно или безвозмездно) и в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в фонде перераспределения земель, а также случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, бесплатно в собственность религиозных организаций. Так, например, статьи 7 и 8 Закона Калужской области от 3 июля 2003 г. N 234-ОЗ “Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Калужской области” предусматривают, что земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут предоставляться в собственность гражданину бесплатно в целях создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения, выпаса скота в размерах, определяемых в соответствии с законодательством, в случае, если ранее этому гражданину земельные участки безвозмездно не предоставлялись и кадастровая стоимость предоставляемого земельного участка ниже среднерайонного уровня. Предоставление в собственность земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, юридическим лицам для целей сельскохозяйственного производства осуществляется во всех случаях на возмездной основе, за исключением случаев предоставления им земельных участков, находящихся в фонде перераспределения земель, на безвозмездной основе, установленных законодательством.

Что касается религиозных организаций, то земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, предоставляются религиозным организациям в собственность бесплатно в случае, если они пользуются указанными земельными участками для ведения подсобного хозяйства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота и используют произведенную на них сельскохозяйственную продукцию для собственных нужд или на иные цели, связанные с уставной деятельностью.

5. Пункт 5 комментируемой статьи содержит норму бланкетного характера, которая, учитывая положение пункта 2 комментируемой статьи, является излишней, поскольку содержит ссылку на статью 34 ЗК РФ, на которую пункт 2 комментируемой статьи, определяя общий порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уже ссылается. Согласно пункту 5 комментируемой статьи вышеуказанные земельные участки предоставляются в аренду в соответствии со статьей 34 ЗК РФ следующим субъектам:

1) религиозным организациям (объединениям); согласно ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица, а религиозное объединение – это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

– вероисповедание;

– совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

– обучение религии и религиозное воспитание своих последователей;

2) казачьим обществам; в соответствии со статьей 2 ФЗ “О государственной службе российского казачества” – это форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация);

3) научно-исследовательским организациям – юридическим лицам, которые осуществляют научную, научно-исследовательскую, научно-техническую деятельность и экспериментальные разработки;

4) образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля. Исходя из статьи 2 ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, можно сделать вывод, что образовательное учреждение сельскохозяйственного профиля – это организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в области сельского хозяйства в качестве основного вида деятельности;

5) общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В соответствии со статьей 6.1 ФЗ “О некоммерческих организациях” – это формы самоорганизации лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения вышеуказанным субъектам осуществляется для осуществления следующих видов деятельности:

1) сельскохозяйственное производство; согласно статье 4 ФЗ “О развитии сельского хозяйства” – это совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказание соответствующих услуг;

2) сохранение и развитие традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. На основании статьи 1 ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” традиционный образ жизни малочисленных народов – исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований. Соответственно, его сохранение и развитие – это деятельность, направленная на обеспечение неизменности его особенностей, опыта, исторической ценности и их совершенствование. Хозяйствование и промыслы – регулирование и осуществление управленческих функций в целях добычи, заготовки и использования той или иной продукции;

3) сенокошение – деятельность по и заготовке кормов в виде травяных растений для домашних животных;

4) выпас скота – деятельность по выгулу домашнего скота на специально отведенных для этого местах.

В пункте 5 комментируемой статьи установлен запрет на выкуп земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который предоставлен в аренду вышеуказанным субъектам для данных целей. Однако данное положение не соответствует положениям Конституции РФ (статья 19) о равенстве всех перед законом, так как пункт 4 комментируемой статьи предоставляет право на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных по договору аренды, всем без исключения гражданам и юридическим лицам, поэтому такое исключение из общего правила нарушает права указанных субъектов.

Однако пункт 3 статьи 624 ГК РФ устанавливает, что законом могут быть установлены случаи запрещения выкупа арендованного имущества. Кроме того, статья 82 ЗК РФ определяет возможность установления в комментируемом Законе условий предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения вышеуказанным субъектам. Однако условия предоставления таких земельных участков не должны предусматривать запретов и нарушений либо ограничений прав граждан и юридических лиц.

Пункт 5.1 комментируемой статьи предоставляет сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству право приобрести используемый ими земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в собственность или в аренду без проведения торгов. Условием такого предоставления является обращение сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.

Следует отметить, что до момента внесения в п. 5.1 комментируемой статьи изменений, предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ, срок обращения с указанным заявлением составлял три месяца, что вызывало ряд трудностей при реализации данной нормы на практике. Эти трудности обусловлены тем, что сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства как субъекты малого и среднего предпринимательства в большинстве случаев не имеют необходимых ресурсов для мониторинга земельных вопросов, а ведение сельскохозяйственных работ имеет свои сезонные особенности (посевная, сбор урожая), не позволяющие оперативно подавать заявления о заключении соответствующих договоров. Учитывая, что с момента официального опубликования информации о реализации такого земельного участка до момента, когда данная информация дойдет до адресата, может пройти достаточно длительное время, трехмесячный срок представлялся не вполне обоснованным, что, собственно, и повлекло его увеличение до шести месяцев.

Практическая реализация положений п. 5.1 комментируемой статьи вызывает и ряд других затруднений. Так, возникает вопрос: как поступить органу местного самоуправления, если в отношении одного земельного участка подано более одного заявления для заключения договора купли-продажи или договора аренды? Общая норма пункта 2 комментируемой статьи здесь неприменима, так как имеется специальная норма о возможности приобретения земельного участка без торгов, и отказ в предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов будет нарушать права сельскохозяйственной организации или крестьянского (фермерского) хозяйства. Полагаем, что в этой части норма пункта 5.1 комментируемой статьи требует совершенствования.

Также представляется неопределенным вопрос о том, почему такое исключение установлено только в отношении муниципальной собственности, в то время как согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Поэтому опять мы видим противоречие нормы комментируемого Закона положениям Конституции РФ.

Такой же неодинаковый подход имеет место и в отношении цены такого земельного участка и арендной платы – не более 15 процентов его кадастровой стоимости (цена) и 0,3 процента его кадастровой стоимости (арендная плата).

В целях обеспечения гарантий сельскохозяйственной организации и крестьянского (фермерского) хозяйства в пункт 5.1 комментируемой статьи включена норма об обязанности органов местного самоуправления опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка, выделенного в счет земельных долей, находящегося в муниципальной собственности. Такая информация должна быть размещена не позднее двух недель с момента возникновения права муниципальной собственности. Такая информация должна размещаться и на информационных щитах, расположенных на территории конкретного муниципального образования.

Необходимо отметить, что на практике на официальном сайте органа местного самоуправления размещается в целом информация о так называемых свободных земельных участках, готовых для предоставления.

6. Пункт 6 комментируемой статьи закрепляет срок действия договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот срок составляет не менее пяти лет. Полагаем, что данный срок установлен с целью обеспечения возможности осуществления эффективной деятельности физических и юридических лиц, которые заняты сельскохозяйственной деятельностью на указанных территориях.

7. Пункт 7 комментируемой статьи содержит бланкетную норму, регулирующую вопросы приобретения сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Приобретение таких участков осуществляется в соответствии с ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, который, в частности, установил срок такого приобретения – 1 июля 2012 года. В то же время согласно указанному Закону речь в пункте 7 комментируемой статьи идет не о приобретении, а о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. При этом переоформление права пожизненного наследуемого владения сроком не ограничивается. Не ограничивается данное право и какими-либо иными обстоятельствами и условиями, на которые на практике ссылаются органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Так, в Ленинградской области имело место рассмотрение спора по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Медик Марии Владимировны о признании незаконными действий администрации муниципального образования “Выборгский район” Ленинградской области, выразившихся в непредставлении договора купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Непредоставление такого земельного участка со стороны администрации муниципального образования “Выборгский район” Ленинградской области исходя из ее доводов имело место в связи с тем, что спорный земельный участок по целевому назначению М.В. Медик не использует, представленные заявителем документы не позволяют установить целевое использование именно этого земельного участка. Однако суд установил, что М.В. Медик зарегистрировано право пожизненного наследуемого владения на земельный участок для организации крестьянского хозяйства “Арина”. При этом, исследовав представленные М.В. Медик документы, суд признал доказанным факт использования спорного земельного участка в соответствии с его целевым назначением. Соответственно, требования М.В. Медик были удовлетворены (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 декабря 2008 г. по делу N А56-6125/2008).

При этом субъектам РФ предоставляется право установить:

1) цену таких земельных участков, но не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий;

2) случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code