Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности

Комментарий к статье 14.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

1. Комментируемая статья устанавливает своего рода форму управления земельными участками сельскохозяйственного назначения, находящимися в общей долевой собственности, определяя требования и правила проведения общего собрания участников долевой собственности, порядок принятия и оформления принятых им решений.

Инициаторами проведения общего собрания участников долевой собственности могут выступать следующие субъекты земельных правоотношений:

1) участники долевой собственности. Ими могут быть граждане, имеющее право собственности на долю земельного участка, юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также муниципальные образования.

Право собственности на земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения возникает в силу отказа от права собственности на земельную долю по месту расположения земельного участка, у муниципального района – в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории;

2) лица, использующие находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции. К ним относятся организации любой формы собственности и любой организационно-правовой формы (общества, товарищества, кооперативы), производящие сельскохозяйственную продукцию, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых является производство сельхозпродукции;

3) орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Полномочия органа местного самоуправления осуществляет глава администрации соответствующего муниципального образования (поселения или городского округа), на территории которого расположен земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, либо иные должностные лица администрации в зависимости от структуры исполнительного органа.

По нашему мнению, недостатком п. 1 комментируемой статьи является то, что он не определяет форму предложения участника долевой собственности о проведении общего собрания участников долевой собственности. Полагаем, что в целях подтверждения соблюдения установленного комментируемой статьей порядка проведения общего собрания участников долевой собственности предложение о таком проведении должно быть направлено в письменной форме председателю общего собрания и содержать сведения, однозначно свидетельствующие о выдвижении инициативы проведения такого общего собрания. Данное предложение, на наш взгляд, должно содержать также и обоснование необходимости проведения общего собрания участников долевой собственности. Кроме того, полагаем, что возможно включение в него и предложений по повестке дня общего собрания участников долевой собственности.

Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в п. 3 ст. 14 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 14).

2. На орган местного самоуправления комментируемым Законом возложены обязанности в части организации проведения общего собрания участников долевой собственности. В целях подготовки и проведения общего собрания орган местного самоуправления должен совершить следующие действия:

а) известить участников долевой собственности о проведении общего собрания;

б) обеспечить составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания;

в) проверить правомочность общего собрания участников долевой собственности;

г) проверить документы, удостоверяющие личность участника, доверенности представителей и документы, удостоверяющие право на земельную долю, для допуска к участию в голосовании;

д) непосредственно принимать участие в организации и проведении общего собрания. В целях исполнения настоящего полномочия орган местного самоуправления:

– удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

– председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

– подписывает протокол общего собрания;

– участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса;

е) зафиксировать результаты голосования общего собрания по каждому вопросу;

ж) составить протокол общего собрания, обеспечить хранение протокола общего собрания, копии утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков;

з) по запросу выдает выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии.

Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.

3. Подготовка к проведению и проведение общего собрания участников долевой собственности включает в себя следующие этапы:

1) первый этап. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, указанные лица должны направить в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомление в письменной форме с соблюдением установленных требований. Оно в обязательном порядке должно содержать сведения о дате, времени и месте проведения общего собрания, вопросы, выносимые на рассмотрение общего собрания, и др. (см. ниже).

Если инициатором проведения общего собрания выступает сам орган местного самоуправления или городского округа, то в таком случае уведомления, соответственно, не требуется. Указанный орган обязан известить участников долевой собственности о проведении общего собрания. Данная процедура строго регламентирована комментируемой статьей. Извещение участников производится в нескольких формах с соблюдением установленных сроков;

2) второй этап. Соответствующее сообщение публикуется в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и одновременно размещается на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети Интернет (при ее наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Кроме того, не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Как правило, это специально отведенные места, где размещается любая информация для населения соответствующего муниципального образования от имени местной администрации. Комментируемая статья закрепляет обязательные требования к содержанию сообщения и уведомления о проведении общего собрания (см. подробнее: п. п. 3 и 4 комментируемой статьи);

3) третий этап. Органом местного самоуправления составляется, а при наличии – перепроверяется перечень участников долевой собственности;

4) четвертый этап. Определяется правомочность общего собрания. Общее собрание проводится, если состав участников правомочен принимать решения. Правомочность общего собрания может быть определена двумя способами:

– присутствие на собрании участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20% их общего числа;

– присутствие на собрании участников долевой собственности, владеющих более чем 50 процентами таких долей, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок;

– присутствие не менее чем 50% общего числа участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в указанный список, в случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания.

Обратим внимание, что при решении вопроса о правомочности общего собрания также необходимо учитывать положения п. 7 комментируемой статьи;

5) пятый этап. По каждому вопросу, входящему в повестку дня, проводится обсуждение и принимается решение (см. подробнее: п. 8 комментируемой статьи);

6) шестой этап. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли (см. подробнее положения п. п. 11 – 12 комментируемой статьи).

4. Нарушение установленного порядка подготовки к проведению и проведения общего собрания участников долевой собственности может повлечь признание решений, принятых на таком собрании, недействительными. Рассмотрим ряд примеров из судебной практики.

Пример 1. В повестку дня общего собрания были включены и рассмотрены вопросы, которые не содержались в уведомлении о проведении общего собрания. Суд пришел к выводу, что изменение повестки в день проведения собрания фактически свидетельствует о ненадлежащем извещении участников долевой собственности о повестке общего собрания и является нарушением прав и интересов тех участников долевой собственности, кто не принимал участия в работе общего собрания, а потому общее собрание участников общей долевой собственности проведено с грубыми нарушениями процедуры, предусмотренной действующим законодательством. Решение общего собрания участников общей долевой собственности было признано недействительным (см. Определение Верховного Суда РФ от 13 ноября 2012 г. N 46-КГ12-13).

Пример 2. Общее собрание участников долевой собственности было проведено в количестве участников, не отвечающем требованию, установленному частями 5 и 6 статьи 14.1 комментируемого Закона. Суд пришел к выводу, что такое собрание является неправомочным, принятые на нем решения незаконны. На данном основании иск о признании незаконным протокола общего собрания собственников земельных долей и принятого решения о выделении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был удовлетворен (см. Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 16 января 2013 г. по делу N 33-118/2013(33-14288/2012).

Пример 3. Решение о выделе земельного участка принято неправомочным собранием участников долевой собственности в связи с отсутствием кворума. Заинтересованное лицо обратилось в суд с требованием о признании незаконным выдела земельного участка, об аннулировании сведений о выделенном земельном участке, обязании кадастрового органа восстановить сведения о площади ранее существовавшего земельного участка. Суд второй инстанции определил, что при рассмотрении дела в первой инстанции не установлено фактическое количество собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, и направил дело на новое рассмотрение (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 21 августа 2012 г. по делу N А72-2314/2011).

Следует обратить внимание, что, в свою очередь, соблюдение установленного комментируемой статьей порядка проведения общего собрания участников долевой собственности может быть основанием для отказа в удовлетворении искового заявления о признании решения общего собрания участников долевой собственности недействительным. Так, ООО “Северная Нива” обратились в суд с иском к администрации муниципального образования “Новодомосейкинский сельсовет” Северного района Оренбургской области о признании незаконным решения общего собрания участников долевой собственности в связи с тем, что оно было проведено с грубейшим нарушением требований ст. 14.1 комментируемого Закона. Однако суд указал, что собрание было проведено с соблюдением требований о его правомочности. В частности, на момент проведения общего собрания на нем присутствовали и были зарегистрированы 33 участника долевой собственности, владеющие в совокупности 37 долями в праве общей долевой собственности на земельный участок. То есть имелся необходимый кворум – 22% участников от общего числа участников долевой собственности, что соответствует требованиям п. 5 ст. 14.1 комментируемого Закона (см. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 4 октября 2012 г. по делу N 33-5617/2012).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code