Статья 20. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Комментарий к статье 20 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

1. Система законодательства РФ представляет собой единый комплекс, который характеризуется стабильностью, логичностью, непротиворечивостью и иными свойствами. В этой связи каждый последующий принимаемый нормативный акт должен соответствовать положениям нормативных актов более высокого уровня, которые вступили в силу и не утратили ее к моменту его принятия.

Однако система законодательства включает в себя не только акты более высокого уровня, но и равнозначные, а также акты более низкого уровня – подзаконные, локальные и т.п. Такие акты подлежат приведению в соответствие требованиям вновь принятого нормативного акта. Поскольку в рамках данного комментария речь идет об отдельных аспектах применения норм федерального закона, то ему должны соответствовать все подзаконные нормативные акты, акты субъектов РФ, а также локальные нормативные акты. Однако Закон ограничивается лишь нормативными актами федерального уровня, одновременно ограничивая и их перечень. Так, по общему правилу к числу федеральных подзаконных нормативных актов могут быть отнесены указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств и ведомств. Положения настоящей статьи исключают из своего регулирования акты федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Однако данный факт не означает, что указанные документы не требуют соответствия настоящему Закону. Они приводятся в соответствие по распоряжению Президента РФ или Правительства РФ в зависимости от юрисдикции соответствующего органа, определенной Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”.

2. В соответствии с предписаниями настоящей статьи пояснительная записка к проекту Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” определяет перечень нормативных актов, подлежащих изменению и дополнению в связи с принятием Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Однако указанный перечень не содержит тех категорий нормативных актов, на которые указывают предписания настоящей статьи, и ограничивается лишь Федеральными законами: ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”; ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”.

Наряду с указанным перечнем определена и совокупность нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу в связи с принятием комментируемого Закона, который охватывает собой ряд указов Президента, а также постановлений Правительства РФ. Таким образом, концепция комментируемого Закона предполагает в рамках приведения в соответствие нормам комментируемого акта лишь утрату юридической силы рядом подзаконных актов. Однако практическая ситуация сложилась иным образом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 912 “О признании утратившими силу некоторых решений Правительства РФ по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения” прекращено действие ряда постановлений Правительства РФ вследствие утраты ими юридической силы. К числу таких нормативных актов, в частности, относятся:

– Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 “О порядке реорганизации колхозов и совхозов”;

– Постановление Правительства РФ от 6 марта 1992 г. N 138 “О ходе и развитии аграрной реформы в России”, а также ряд иных ключевых нормативных актов.

В отношении указов Президента РФ позиция власти сложилась иным образом: ряд из них утратил юридическую силу. Однако в некоторые нормативные указы Президента РФ были внесены изменения и дополнения, что позволило им сохранить свое действие и после принятия и вступления в силу комментируемого Закона. Указанная позиция отражена в Указе Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента РФ”. В рамках приложения N 1 к данному Указу определена совокупность нормативных актов, в которые были внесены изменения, а соответственно, и перечень произведенных изменений, например, исключение из п. 8 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 “Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации”, слов “занимаемые ими земельные участки – в бессрочном и безвозмездном пользовании”, из пункта 2 Указа Президента РФ от 14 июня 1994 г. N 1229 “О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод” – слов “земельными участками”.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code