Правомерен ли отказ в госрегистрации права собственности организации на объект недвижимости

Вопрос: Организация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости. На регистрацию в качестве дополнительных документов организация представила план приватизации и инвентарную карточку учета данного объекта. Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации со ссылкой на то, что в плане приватизации указаны лишь наименование и год ввода объекта в эксплуатацию, что не позволяет его однозначно идентифицировать, а инвентарная карточка учета основных средств не является надлежащим доказательством для идентификации имущества.

Правомерен ли в рассматриваемой ситуации отказ регистрирующего органа? Позволяют ли план приватизации, в котором указаны наименование и год ввода объекта в эксплуатацию, а также инвентарная карточка учета индивидуализировать объект недвижимого имущества с целью государственной регистрации?

 

Ответ: Отказ регистрирующего органа в регистрации права на объект недвижимости на том основании, что план приватизации и инвентарная карточка не позволяют однозначно идентифицировать объект недвижимости, неправомерен. План приватизации, в котором указаны наименование и год ввода объекта в эксплуатацию, а также инвентарная карточка учета позволяют индивидуализировать объект недвижимого имущества в должной мере для целей государственной регистрации.

 

Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.

В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

На основании п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.

В п. 1 ст. 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения.

Таким образом, Закон N 122-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований, по которым регистрирующий орган имеет право отказать в государственной регистрации. Исходя из требований, которые данный Закон предъявляет к таким документам, они должны содержать точное описание объекта недвижимости.

Рассмотрим примеры из судебной практики.

Так, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2013 N 06АП-6308/2013 (далее – Постановление N 06АП-6308/2013) указывается, что план приватизации и инвентарная карточка учета объекта позволяют индивидуализировать объект недвижимости.

Постановление N 06АП-6308/2013 было оставлено без изменения решением вышестоящего суда – Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 28.02.2014 N Ф03-460/2014. ФАС Дальневосточного округа также разъяснил, что, если организация представила план приватизации, содержащий сведения о наименовании и годе постройки сооружения, кадастровый паспорт и инвентарную карточку, указывающие его местонахождение и площадь, а также учитывая, что какой-либо иной объект со схожими характеристиками в плане приватизации не значится, у регистрирующего органа отсутствуют препятствия для идентификации спорного имущества.

(Также см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2014 N Ф03-499/2014, от 03.03.2014 N Ф03-482/2014.)

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм Закона N 122-ФЗ и судебной практики следует, что в рассматриваемой ситуации отказ регистрирующего органа является неправомерным, так как план приватизации, в котором указаны наименование и год ввода объекта в эксплуатацию, а также инвентарная карточка учета позволяют индивидуализировать объект недвижимого имущества в должной мере для целей государственной регистрации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code