9. ПРИЕМКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ

Подряд. Рекомендации по заключению договора

9. ПРИЕМКА ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ

Статья 720 ГК РФ

 

Условие о приемке выполненной работы (ее результата) определяет права и обязанности сторон, связанные с принятием, осмотром и проверкой соответствия работы (ее результата) условиям договора подряда, а также с выявлением недостатков.

В силу п. п. 1, 4 ст. 720 ГК РФ обязанность заказчика по приемке включает в себя:

– осмотр и принятие выполненной работы (ее результата) с участием подрядчика;

– извещение подрядчика о выявленных недостатках и несоответствиях работы (ее результата) условиям договора.

Конкретные сроки и порядок осуществления приемки (в том числе отдельных действий в рамках ее проведения) законом не установлены и должны быть предусмотрены в договоре во избежание споров и разногласий по этому поводу.

Стороны вправе разработать собственные правила приемки. В этих правилах они могут установить дополнительные права и обязанности сторон, связанные с приемкой, а также изменить положения о приемке, предусмотренные диспозитивными нормами закона, например, согласовать условие о принятии работы без проверки (п. 3 ст. 720 ГК РФ), указать иной порядок продажи результата работы в случае уклонения заказчиком от приемки (п. 6 ст. 720 ГК РФ).

Для согласования условия о приемке стороны должны договориться о том, какие правила и процедуры приемки они будут применять, и определить способ их согласования (ссылка на нормативные акты или разработка собственных правил).

 

9.1. СПОСОБЫ СОГЛАСОВАНИЯ УСЛОВИЯ О ПРИЕМКЕ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ

 

Сроки, порядок и другие условия приемки работы (ее результата) должны быть предусмотрены в договоре (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Стороны могут выбрать следующие способы согласования данных условий:

– с помощью правовых актов и нормативных документов;

– путем разработки собственных правил;

– с использованием всех перечисленных способов (смешанный способ).

 

9.1.1. Согласование порядка приемки работы с помощью правовых актов и нормативных документов

 

Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка работы (ее результата) осуществляется в соответствии с нормативными документами, которые применяются добровольно по соглашению сторон, например национальные и международные стандарты, своды правил, стандарты организаций (ст. ст. 2, 12, 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании”).

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Заказчик обязан принять выполненную работу в сроки и в порядке, предусмотренные ________________ (указывается название, дата и номер нормативного документа)”.

——————————–

 

Стороны могут согласовать в договоре применение к приемке работы (ее результата) таких добровольно применяемых документов, как Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству”, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 (далее – Инструкция N П-6), и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7 (далее – Инструкция N П-7).

Положения Инструкций N П-6, N П-7 обычно применяются к отношениям по договорам поставки и только в случаях, предусмотренных договором (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18). Однако стороны договора подряда вправе согласовать приемку результата работы (например, изготовленной или переработанной продукции) по количеству и качеству в соответствии с данными инструкциями. Для этого в договоре нужно сделать на них ссылку, указать лиц, уполномоченных каждой из сторон осуществлять приемку, а также документы, подтверждающие эти полномочия.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Приемка результата работы осуществляется в соответствии с Инструкциями о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству и качеству, утвержденными Постановлениями Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6 и от 25.04.1966 N П-7.

Приемку будут осуществлять:

– со стороны заказчика __________ (указываются Ф.И.О., должность), действующий на основании __________ (указываются реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия);

– со стороны подрядчика __________ (указываются Ф.И.О., должность), действующий на основании __________ (указываются реквизиты доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия)”.

——————————–

 

Внимание! Ссылаясь в договоре на Инструкции N П-6 и N П-7, следует иметь в виду, что они содержат очень подробный порядок приемки. Поэтому необходимо детально ознакомиться с ними, чтобы понять, исполним ли этот порядок в отношениях с данным контрагентом. При нарушении порядка приемки, изложенного в Инструкции N П-7, заказчик не вправе ссылаться на ненадлежащее качество принятого результата работы (см. Риск заказчика 9.1.1).

 

Если применение Инструкций N П-6 и N П-7 договором подряда не предусмотрено

В таком случае стороны в обоснование требований друг к другу не вправе будут ссылаться на нарушение другой стороной правил приемки, установленных в этих инструкциях (см. Риск заказчика 9.1.2).

 

Обязательные требования к приемке работы (ее результата)

Если законом и иными правовыми актами установлены обязательные требования и правила в отношении приемки работы (ее результата), условия о приемке, предусмотренные в договоре, должны им соответствовать (ст. 422 ГК РФ). Сторонам рекомендуется сделать в договоре ссылку на эти требования, чтобы соблюдать их при приемке.

Обязательными также могут являться правила приемки, которые содержатся в различных стандартах (ГОСТ, ОСТ) и других нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, направленные: на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей; обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения (п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ). Так, в ГОСТах может быть прямо указано, что правила приемки изготовленной продукции содержат требования по ее безопасности (см., например, “ГОСТ Р 51968-2002. Термосы бытовые с сосудами из стекла. Общие технические условия” (утв. Постановлением Госстандарта России от 04.12.2002 N 446-ст), “ГОСТ Р 51969-2002. Посуда хозяйственная из специального бытового стекла. Общие технические условия” (утв. Постановлением Госстандарта России от 04.12.2002 N 447-ст)).

 

9.1.2. Разработка сторонами собственных правил приемки работы (ее результата)

 

Чтобы осуществлять приемку по индивидуальным правилам, сторонам необходимо их самостоятельно разработать. Правила должны быть составлены с учетом всех особенностей выполняемой работы (техническая сложность работы или ее результата, требующая специальных методов измерения веса, объема, определения качества и т.п.).

Такие правила приемки стороны могут включить в текст договора либо отразить в отдельном приложении к нему, а в договоре сделать ссылку на это приложение как на неотъемлемую часть договора.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Приемка выполненной в соответствии с договором работы осуществляется заказчиком в соответствии с правилами, разработанными сторонами и являющимися приложением N 1 к настоящему договору”.

——————————–

 

Если стороны не включили в договор собственные правила приемки работы

В этом случае заказчик должен принять работу (ее результат) в соответствии с обязательными правилами и процедурами, если таковые установлены законом, иными правовыми актами, либо в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычными требованиями (ст. 309, п. 5 ст. 421 ГК РФ).

 

9.1.3. Смешанный способ согласования условия о приемке работы

 

Стороны вправе установить такой порядок приемки работы (ее результата), который будет частично регламентироваться нормативными документами (например, каким-либо стандартом) и частично договором. В этом случае в договоре необходимо подробно описать, в какой части отношения сторон по сдаче-приемке работы регулируются нормативными документами, а в какой – договором.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Заказчик должен осуществить приемку выполненной работы в соответствии с ______________________ (указывается название, дата, номер нормативного документа), а в части ______________________________ (указываются действия, совершаемые при приемке работы) – в соответствии с пунктами ____ и ______ настоящего договора”.

——————————–

 

9.2. СОБСТВЕННЫЕ ПРАВИЛА ПРИЕМКИ РАБОТЫ

 

Если стороны договорились производить приемку выполненной работы (ее результата) по собственным правилам, то они вправе предусмотреть в них следующее:

– состав лиц, участвующих в приемке;

– условие об извещении подрядчиком заказчика о готовности работы к сдаче;

– сроки приемки выполненной работы;

– место приемки выполненной работы;

– порядок извещения подрядчика о недостатках работы;

– право заказчика предъявить требования в связи с явными недостатками работы, принятой без проверки;

– право подрядчика продать результат работы при уклонении заказчика от его принятия;

– условие о предоставлении подрядчиком информации о результате работы.

 

9.2.1. Состав лиц, участвующих в приемке

 

Приемка работы (ее результата) осуществляется при участии заказчика и подрядчика (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Стороны могут установить в договоре уполномоченных представителей, которые будут производить приемку. Для этого в нем необходимо указать:

– Ф.И.О. и должность полномочного лица;

– подтверждающие его полномочия документы, которые должны быть предъявлены при приемке.

Если обе стороны являются юридическими лицами, то от их имени приемку вправе осуществлять:

– органы юридического лица, имеющие право действовать от его имени без доверенности (п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182 ГК РФ). В частности, в хозяйственных обществах это – единоличный исполнительный орган: директор, генеральный директор, президент (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”);

– любые другие представители (сотрудники организации, иные лица), действующие на основании надлежащим образом оформленной доверенности (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Приемку выполненной работы и ее результата будут осуществлять: со стороны заказчика генеральный директор __________________, действующий на основании устава; со стороны подрядчика – главный инженер ____________________, действующий на основании доверенности N __, выданной “__” _______ ___ г. Для подтверждения полномочий на осуществление приемки работы представители сторон представляют заверенные копии указанных документов, а также документы, удостоверяющие личность”.

——————————–

 

Иные лица, участвующие в приемке

К приемке выполненной работы (ее результата) могут привлекаться и иные лица, например специалисты для проведения испытаний результата работы по качеству, эксперты для определения объема, качества и стоимости выполненной работы (ее результата) и др. Для этого в договоре рекомендуется указать:

– перечень лиц, которые могут быть привлечены к участию в приемке;

– порядок привлечения таких лиц к приемке и оплаты их услуг (заключение с ними договора или вызов их по заявке через экспертную организацию, уведомление их о месте и времени приемки, распределение расходов на оплату услуг данных лиц и предельный размер этих расходов и т.п.);

– документы, которые должны быть предъявлены для подтверждения полномочий лиц, привлекаемых к участию в приемке.

 

9.2.2. Извещение подрядчиком заказчика о готовности работы к сдаче

 

Стороны могут закрепить в договоре подряда обязанность подрядчика известить заказчика о готовности выполненной работы (ее результата) к сдаче и необходимости явки заказчика для ее осмотра и принятия. В этом случае в договоре также следует указать:

– срок направления извещения (например, до окончания срока выполнения работы);

– содержание извещения (сообщение о готовности выполненной работы (ее результата) к сдаче заказчику, место и время приемки);

– порядок и форму направления извещения (по телефону, факсу, электронной почте, почтовым отправлением, с курьером). Для защиты интересов подрядчика следует выбрать письменную форму извещения и способ отправки, который позволит ему доказать, что сообщение заказчиком получено (например, заказное письмо с уведомлением о вручении либо письмо с объявленной ценностью с уведомлением о его вручении и описью вложения), а также определить в договоре адрес заказчика для направления корреспонденции.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Подрядчик обязан в срок до “___”_______200_ г. известить заказчика о готовности результата работы к сдаче и необходимости явки заказчика для его осмотра, проверки и принятия. Извещение должно содержать сведения о месте и времени приемки и быть направлено письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо вручено с нарочным по адресу заказчика, указанному в настоящем договоре. Заказчик обязан приступить к приемке в течение ________ дней с момента получения данного извещения”.

——————————–

 

Если стороны договорились о том, что извещение не требуется, в интересах подрядчика отразить это в договоре. Тогда заказчик обязан будет произвести приемку в порядке и сроки, которые установлены договором, не дожидаясь извещения от подрядчика.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Приемка выполненной работы производится заказчиком в течение ________ дней с момента окончания срока выполнения работы по следующему адресу: ______________________, без извещения заказчика о готовности выполненной работы (ее результата) к сдаче”.

——————————–

 

Если в договоре не согласовано условие об извещении заказчика о готовности выполненной работы к сдаче или не указан адрес для направления корреспонденции

При отсутствии в договоре указания на то, что подрядчик не должен извещать заказчика о готовности выполненной работы к сдаче, суд может применить к отношениям сторон по аналогии нормы, регулирующие договор строительного подряда (п. 1 ст. 753 ГК РФ), и признать, что подрядчик обязан направить заказчику извещение о готовности работы к сдаче. Если подрядчик не направил заказчику такое извещение, он не считается сдавшим работу и не вправе требовать ее принятия и оплаты на основании составленных им односторонних актов (см. Риск подрядчика 9.2.1).

 

Последствия отсутствия в договоре подряда адреса стороны – юридического лица

Если в договоре не будет приведен адрес заказчика для направления извещения, то подрядчик сможет использовать адрес постоянного действующего исполнительного органа заказчика – юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ. Такой адрес отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, что следует из пп. “в” п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”. Если заказчик не примет мер к получению корреспонденции по этому адресу, он не сможет в дальнейшем ссылаться на то, что извещение не было им получено, и, как следствие, утверждать, что он не пропустил установленный договором срок исполнения своей обязанности приступить к приемке работы. Данный вывод следует из п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”. Согласно названному пункту юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя. В отношениях с третьими лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, такое лицо не вправе ссылаться на недостоверность информации, отраженной в реестре, и на сведения об адресе, в нем не указанные, за исключением случаев, предусмотренных абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ.

Таким образом, если фактическое местонахождение заказчика – юридического лица не соответствует указанному в ЕГРЮЛ адресу, то он должен принять меры для получения корреспонденции, в том числе извещения о готовности результата работ к сдаче, по месту государственной регистрации.

 

Внимание! С 1 сентября 2014 г. вступает в силу новая редакция ст. 54 ГК РФ (п. 9 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ “О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”). В соответствии с абз. 2 п. 3 названной статьи юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя. Такие сообщения считаются полученными, даже если юридическое лицо по этому адресу не находится.

 

Последствия отсутствия в договоре подряда адреса стороны – индивидуального предпринимателя

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту жительства (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Сведения о соответствующем адресе вносятся в ЕГРИП (пп. “д” п. 2 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Однако в Законе не указано, что адрес места жительства отражен в ЕГРИП для осуществления связи с индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к индивидуальным предпринимателям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Таким образом, на деятельность индивидуальных предпринимателей распространяются положения абз. 2 п. 2 ст. 51 ГК РФ о том, что в отношениях с третьими лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ, юридическое лицо не вправе ссылаться на недостоверность отраженной в реестре информации, за исключением случаев, предусмотренных указанной нормой. Следовательно, можно сделать вывод, что адрес места жительства отражен в ЕГРИП для осуществления связи с индивидуальным предпринимателем.

Судебные решения, затрагивающие вопросы о том, надлежащим ли образом доставлена судебная корреспонденция, данный вывод подтверждают. Кроме того, суды указывают, что индивидуальный предприниматель несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, которые поступили по его адресу, указанному в ЕГРИП (Определение ФАС Уральского округа от 19.02.2014 N Ф09-1139/14, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2013 N 15АП-9001/2013).

В связи с изложенным можно предположить, что при рассмотрении споров о надлежащем извещении заказчика – индивидуального предпринимателя о готовности результата работ к сдаче суды, руководствуясь ст. ст. 23, 51, 54 ГК РФ, будут исходить из того, что извещение, доставленное по адресу, который указан в ЕГРИП, считается полученным. Поэтому если фактическое местонахождение индивидуального предпринимателя данному адресу не соответствует, ему рекомендуется принять меры для получения корреспонденции по месту государственной регистрации.

 

9.2.3. Сроки приемки выполненной работы (ее результата)

 

Сторонам необходимо установить в договоре сроки приемки выполненной работы (ее результата), в частности:

– срок, в который заказчик обязан приступить к приемке (например, в течение определенного периода времени после получения извещения подрядчика о готовности работы к сдаче либо по истечении конечного срока выполнения работы).

 

——————————–

Примеры формулировки условия:

“Заказчик обязан приступить к приемке в течение _________ дней с момента истечения конечного срока выполнения работы”.

 

“Заказчик обязан приступить к приемке в течение _______ дней с момента получения извещения подрядчика о готовности результата работы к сдаче”.

——————————–

 

– срок осмотра и проверки работы и ее результата на соответствие условиям договора (например, в течение определенного периода времени с начала приемки).

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Заказчик обязан осуществить с участием подрядчика осмотр и проверку выполненной работы и ее результата на соответствие условиям договора в срок не позднее _____ дней с даты начала приемки, установленной договором”.

——————————–

 

Стороны могут согласовать срок осуществления приемки в целом, включая осмотр, проверку и принятие работы.

 

——————————–

Примеры формулировки условия:

“Заказчик обязан осуществить приемку, в том числе осмотр, проверку и принятие работы, с участием подрядчика в срок не позднее чем через ________ дней после истечения конечного срока выполнения работы”.

 

“Заказчик обязан осмотреть и принять выполненную работу в течение _______ рабочих дней с момента получения извещения подрядчика о готовности результата работы к сдаче”.

——————————–

 

Если сроки приемки договором не установлены

Заказчик обязан осуществить приемку в разумный срок после выполнения работы (п. 2 ст. 314 ГК РФ). Суд может применить к отношениям сторон по аналогии положения п. 1 ст. 753 ГК РФ и указать, что подрядчик обязан был направить извещение о готовности работы к сдаче и установить время для осмотра и принятия работы. Соответственно, до направления извещения подрядчик не считается выполнившим работу и не может требовать ее принятия и оплаты (см. Риск подрядчика 9.2.2).

 

9.2.4. Место приемки выполненной работы (ее результата)

 

Стороны вправе определить любое место приемки работы (ее результата). Это может быть место нахождения какой-либо из сторон, место выполнения работы или иное согласованное место. При этом выбирать место приемки следует с таким расчетом, чтобы в ней смогли участвовать обе стороны, поскольку их участие является обязательным в силу п. 1 ст. 720 ГК РФ.

 

——————————–

Примеры формулировки условия:

“Приемка выполненной работы осуществляется сторонами в месте нахождения подрядчика/заказчика по адресу: ______________________”.

 

“Заказчик обязан осуществить приемку результата работы по настоящему договору на складе подрядчика по адресу: _______________”.

——————————–

 

В согласованном сторонами месте приемки осуществляются также осмотр и проверка результата работы на соответствие условиям договора подряда. Если для проверки результата работы необходимо, например, специальное оборудование или участие экспертов, то стороны могут договориться провести проверку после принятия результата работы в месте, отличном от места принятия. В таком случае в интересах заказчика предусмотреть в договоре право предъявлять претензии по явным недостаткам после принятия работы (п. 3 ст. 720 ГК РФ). Подробнее по данному вопросу см. п. 9.2.6 настоящего материала.

 

Если место приемки не указано

В этом случае место приемки будет определяться по правилам абз. 4, 6 ст. 316 ГК РФ. Соответственно, заказчик обязан прибыть для приемки результата работы по месту его изготовления, если это место было ему известно в момент заключения договора либо по месту нахождения подрядчика (абз. 6 ст. 316 ГК РФ).

 

9.2.5. Порядок извещения подрядчика о недостатках работы

 

В силу п. п. 1 – 4 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан известить подрядчика обо всех отступлениях от условий договора, ухудшающих результат работы, и иных недостатках работы, выявленных как при приемке (явные недостатки), так и после нее (скрытые недостатки).

Явными называются недостатки, которые могут быть обнаружены при обычном способе приемки (проверки), в том числе при визуальном осмотре (п. п. 1 – 3 ст. 720 ГК РФ).

Скрытые недостатки не могут быть установлены при обычной приемке и выявляются в ходе использования результата работы. К ним относятся также недостатки, которые подрядчик умышленно скрыл (п. 4 ст. 720 ГК РФ).

Сторонам рекомендуется согласовать порядок извещения о недостатках, который включает в себя:

– сроки, форму, порядок составления и подписания актов о недостатках. По смыслу п. 1 ст. 720 ГК РФ акты должны быть подписаны обеими сторонами. Однако стороны вправе предусмотреть в договоре условие о привлечении к составлению и подписанию актов других лиц (см. п. 9.2.1 “Состав лиц, участвующих в приемке” настоящего материала). В договоре может быть указано, что недостатки, выявленные при приемке, отражаются в акте приемки выполненной работы.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“При обнаружении недостатков результата работы дополнительно к акту приемки выполненных работ составляется акт о недостатках, подписываемый обеими сторонами. В акте должны быть указаны перечень выявленных недостатков и сроки их устранения”;

——————————–

 

– срок направления подрядчику извещений о выявленных недостатках в работе и требований об их устранении, в частности о скрытых недостатках (п. 4 ст. 720 ГК РФ).

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Извещение об обнаружении заказчиком скрытых недостатков в результате работы должно быть направлено подрядчику не позднее ________________ (указывается период времени) с момента их обнаружения”;

——————————–

 

Стороны вправе также установить срок предъявления требования (претензии) по недостаткам работы. При несоблюдении данного срока заказчик лишается права предъявлять требования, связанные с несоответствием результата работы условиям договора (см. Риск заказчика 9.2.1).

 

Если порядок извещения подрядчика о выявленных недостатках не согласован

Заказчик обязан сообщить подрядчику о явных недостатках работы (ее результата) немедленно при приемке (п. 1 ст. 720 ГК РФ), а о скрытых недостатках – в разумный срок по их обнаружении (п. 4 ст. 720 ГК РФ). Извещение должно быть сделано в письменной форме (п. 1 ст. 161, п. 1 ст. 162, п. 2 ст. 720 ГК РФ).

Если в ходе судебного разбирательства между сторонами будет установлено, что разумный срок для направления извещения об обнаружении скрытых недостатков истек, суд откажет заказчику в удовлетворении требований, связанных с несоответствием результата работы условиям договора (см. Риск заказчика 9.2.2).

 

9.2.6. Экспертиза в отношении недостатков выполненной работы

 

Согласно п. 5 ст. 720 ГК РФ в случае спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.

Исходя из определения понятия экспертизы, приведенного в современном экономическом словаре под ред. Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б., а также из смысла ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон об экспертной деятельности), экспертиза – исследование, в результате которого экспертом дается заключение по поставленным судом и (или) сторонами договора вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Проведение экспертизы возможно как при урегулировании спора без его передачи на рассмотрение суда (внесудебная), так и на стадии судебного разбирательства (судебная).

 

Порядок проведения судебной экспертизы

Экспертно-судебная деятельность регулируется нормами Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ “О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон об экспертной деятельности), ст. ст. 82 – 87 АПК РФ, ст. ст. 79 – 87 ГПК РФ.

Судебная экспертиза проводится государственными экспертами – работниками государственных судебно-экспертных учреждений, являющимися согласно ст. 11 Закона об экспертной деятельности специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, созданных для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и проведения судебной экспертизы.

Абзац 1 ст. 41 Закона об экспертной деятельности предусматривает проведение судебной экспертизы лицами, не являющимися государственными экспертами. Кроме того, в соответствии с разъяснениями ВАС РФ такую экспертизу можно проводить в негосударственной экспертной организации либо привлекать к ее проведению лиц, которые обладают специальными знаниями, но не являются работниками учреждения или организации (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 “О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе”).

В рамках гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции проведение экспертизы может быть поручено как государственному судебно-экспертному учреждению, так и негосударственной экспертной организации, конкретному эксперту или экспертам (Обзор судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2011).

Необходимо отметить, что суд назначает экспертизу лишь в том случае, когда разъяснение возникших у него вопросов требует специальных познаний (ст. 82 АПК РФ, ст. 79 ГПК РФ). Иными словами, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что судебная экспертиза назначается в случаях, когда для разрешения вопросов права необходимы специальные познания, и требование одной из сторон договора подряда о проведении такой экспертизы не создает обязанности суда ее назначить, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Порядок проведения внесудебной экспертизы

Внесудебные экспертизы проводятся негосударственными экспертными учреждениями и лицами, не обладающими статусом государственных экспертов. При проведении таких экспертиз эксперты должны руководствоваться нормами Закона об экспертной деятельности, в частности о проведении экспертизы, правах и обязанностях эксперта, содержании экспертного заключения (абз. 2 ст. 41 Закона об экспертной деятельности).

В целях фиксации и формирования доказательственной базы допущенных подрядчиком нарушений сторонам рекомендуется согласовать в договоре порядок проведения внесудебной экспертизы для установления причины и момента возникновения недостатков.

На основании норм о свободе договора (ст. 421 ГК РФ) стороны могут указать конкретную экспертную организацию или конкретного эксперта либо определить критерии их выбора, например:

– уровень образования;

– ученую степень;

– профиль деятельности в исследуемой сфере;

– наличие опыта работы в экспертной деятельности;

– эффективность проведенных экспертиз;

– признание профессиональным сообществом;

– владение информационно-коммуникационными технологиями.

 

——————————–

Примеры формулировки условия:

“Внесудебная экспертиза по вопросу наличия недостатков в выполненной работе проводится ________________ (указать наименование экспертной организации или фамилию, имя, отчество конкретного эксперта)”.

 

“Внесудебная экспертиза по вопросу наличия недостатков в выполненной работе проводится экспертом, имеющим высшее техническое образование, степень кандидата технических наук, соответствующий вопросам экспертизы профиль работы”.

——————————–

 

Распределение расходов на проведение экспертизы

Порядок распределения расходов на проведение экспертизы предусмотрен п. 5 ст. 720 ГК РФ. В соответствии с данной нормой такие расходы несет подрядчик. Исключения составляют случаи, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений договора с его стороны или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных ситуациях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению сторон, – обе стороны поровну.

При назначении экспертизы на стадии судебного разбирательства положения п. 5 ст. 720 ГК РФ не применяются и расходы взыскиваются по правилам процессуального законодательства о порядке внесения сторонами сумм, подлежащих выплате экспертам (ст. ст. 108 – 110 АПК РФ, ст. ст. 95 – 96, 98, 102 – 103 ГПК РФ).

 

– Судебную практику, подтверждающую, что нормы п. 5 ст. 720 ГК РФ не применяются к порядку распределения расходов по проведению экспертизы, назначенной в ходе судебного разбирательства, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

9.2.7. Право заказчика предъявить требования в связи с явными недостатками работы, принятой без проверки

 

Стороны вправе договориться о том, что выполненная работа принимается без проверки ее соответствия условиям договора, например, если в силу характера работы приемка может быть осуществлена только на территории подрядчика, однако проверить работу в этом месте надлежащим образом невозможно (ввиду ее большого объема или отсутствия специального оборудования).

В таком случае заказчику необходимо закрепить в договоре право предъявлять к подрядчику претензии, связанные с обнаружением явных недостатков после приемки (п. 3 ст. 720 ГК РФ). Тогда он сможет отказаться от исполнения договора и потребовать вернуть уплаченные по нему денежные средства, если работа выполнена с нарушением условий договора (см. Риск подрядчика 9.2.3).

 

——————————–

Примеры формулировок условия:

“Проверка качества результата работы осуществляется заказчиком на его складе в течение десяти дней после принятия. Заказчик вправе предъявлять претензии по всем недостаткам результата работы, выявленным в ходе такой проверки”.

 

“Заказчик вправе предъявлять претензии по явным недостаткам результата работы, выявленным в течение десяти дней после его приемки”.

——————————–

 

Если право заказчика предъявить требования в связи с явными недостатками работы, принятой без проверки, не согласовано

Заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на ее недостатки, которые могли быть установлены при обычном способе приемки (п. 3 ст. 720 ГК РФ), и будет обязан оплатить выполненную работу в соответствии с п. 1 ст. 711 ГК РФ (см. Риск заказчика 9.2.3).

 

9.2.8. Право подрядчика продать результат работы при уклонении заказчика от его принятия

 

В силу п. 6 ст. 720 ГК РФ при уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик имеет право продать ее результат и из вырученной суммы удовлетворить свои требования по оплате работы. Он вправе сделать это через месяц со дня, когда результат должен был быть передан, после двукратного предупреждения заказчика.

Однако стороны могут изменить порядок реализации такого права (например, увеличить или уменьшить срок, по истечении которого подрядчик вправе продать результат работы, а также изменить количество предупреждений о продаже, согласовать срок, форму и порядок направления этих предупреждений и т.п.).

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“При уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик вправе по истечении двух месяцев со дня, когда согласно договору результат работы должен был быть передан заказчику, и при условии последующего трехкратного предупреждения заказчика продать результат работы, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся подрядчику платежей, внести на имя заказчика в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 ГК РФ”.

——————————–

 

Стороны могут также исключить данное право подрядчика. В этом случае он не сможет распорядиться результатом работы в порядке п. 6 ст. 720 ГК РФ, а задолженность по оплате работы ему придется взыскивать в судебном порядке.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“При уклонении заказчика от принятия выполненной работы подрядчик не вправе продавать результат работы в соответствии с п. 6 ст. 720 ГК РФ”.

——————————–

 

9.2.9. Предоставление подрядчиком информации о результате работы

 

Информация о результате работы – это сведения (данные), касающиеся эксплуатации и иного использования результата работы (ст. 726 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”). Такая информация обычно представлена в виде документов на бумажном или электронном материальном носителе.

К документации, необходимой для использования результата работы, относится, в частности, техническая документация, например паспорт изделия (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2011 N 17АП-6956/2011-ГК по делу N А60-4473/2011).

Заказчик заинтересован в получении вместе с результатом работы всех необходимых сведений о нем, которые позволят полноценно им пользоваться. Для этого рекомендуется прямо указать в договоре обязанность подрядчика сопроводить результат работ информацией о его использовании (ст. 726 ГК РФ). Если такая обязанность будет согласована, подрядчик не сможет отказаться от ее исполнения в объеме, установленном договором, даже если по каким-либо причинам часть информации у него отсутствует (см. Риск подрядчика 9.2.4).

 

Внимание! Необходимо учитывать, что некоторые суды связывают возникновение обязанности подрядчика передать информацию о результате работы с фактом передачи готового результата работ, основываясь на буквальном значении слова “результат” (ст. 431 ГК РФ). Соответственно, если работы не завершены и их конечный результат отсутствует, но договор при этом еще действует, заказчик не сможет понудить подрядчика к исполнению указанной обязанности. В частности, он не сможет истребовать исполнительную документацию.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что до завершения работы заказчик не вправе требовать предоставления исполнительной документации, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Заказчику также может быть отказано в истребовании документации, касающейся результата работы, если по условиям договора она передается после окончания работы и работы еще не завершены (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2008 по делу N А29-3146/2008, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2009 по делу N А56-23666/2009).

Однако применение ст. 726 ГК РФ к незавершенному результату работы допускается, если результат передается заказчику и это влечет за собой обязанность оплатить его – например, при отказе заказчика от договора в порядке ст. 717 ГК РФ (см. Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2010 N КГ-А40/1339-10) или в случае, когда договор расторгнут по иным основаниям, но заказчик намерен завершить работы.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что заказчик может требовать передачи информации, относящейся к незавершенному результату работы, в случае расторжения договора, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

В договоре, помимо обязанности передать информацию, следует определить:

– объем информации, например, путем указания состава или перечня необходимых документов или описания характера необходимых заказчику сведений (сведения о правилах безопасной эксплуатации результата работы, об особенностях его хранения, о каких-либо технических параметрах результата и т.п.);

– форму предоставления информации и требования к ее оформлению (вид материального носителя – бумажный или электронный, язык информации, передача документов в оригинале или в виде заверенных надлежащим образом копий, количество экземпляров, наличие определенных реквизитов в документе, печати и подписи подрядчика, отметок о согласовании документов в компетентных органах и др.);

– способ передачи информации (лично в руки уполномоченному представителю заказчика, почтой или с помощью службы доставки, по электронной почте и т.п.);

– срок передачи информации (например, одновременно с передачей результата работы или через какое-то время после его передачи).

 

——————————–

Примеры формулировки условия:

“Подрядчик обязан передать заказчику следующую информацию об эксплуатации и ином использовании результата работы: __________________ (указывается перечень документов, количество их экземпляров, требования к их оформлению). Информация должна быть передана одновременно с результатом работы, факт ее передачи фиксируется сторонами в акте приема-передачи выполненных работ”.

 

“Подрядчик обязан передать заказчику информацию об использовании результата работы в следующем объеме: __________________ (указывается характер сведений о результате работы). Данная информация должна быть представлена в виде письменных документов на русском языке в количестве 1 экземпляра каждого документа и направлена заказчику в течение 5 дней с момента окончания срока выполнения работы заказным письмом с уведомлением”.

——————————–

 

Рекомендуется также установить в договоре ответственность в виде неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязанности по передаче информации.

Подробнее о согласовании условия о неустойке см. п. 11.3 настоящего материала.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“В случае просрочки передачи информации о результате работы подрядчик уплачивает заказчику пени в размере 0,01% от стоимости работы за каждый день просрочки”.

——————————–

 

Если информация должна быть предоставлена одновременно с результатом работы, в договоре может быть предусмотрено право заказчика приостановить приемку работ в случае неисполнения подрядчиком указанной обязанности. Заказчик должен учитывать, что если он не воспользуется данным правом и примет работы, он не вправе будет отказаться от оплаты работ, ссылаясь на непередачу подрядчиком информации (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2007 по делу N А29-3829/2006-4э).

На практике для обеспечения исполнения подрядчиком обязанности по передаче информации стороны включают в договор условие о том, что оплата работ производится лишь при условии исполнения этой обязанности. Однако суд может посчитать данное условие ничтожным (ст. 168 ГК РФ) как противоречащее ст. ст. 702, 711 ГК РФ (см. Риск заказчика 9.2.4).

 

Внимание! С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ “О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации”. Изменения касаются в том числе квалификации недействительных сделок и последствий их недействительности. В частности, согласно новой редакции ст. 168 ГК РФ сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта, по общему правилу являются оспоримыми, а не ничтожными (п. 1 ст. 168 ГК РФ). Законом могут быть предусмотрены иные последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки, а также исключения из правила оспоримости. Таким исключением, в частности, является положение п. 2 ст. 168 ГК РФ о том, что сделка, не соответствующая требованиям закона, ничтожна, если при этом посягает на публичные интересы либо права и законные интересы третьих лиц.

Следовательно, условие о том, что работа будет оплачена лишь при передаче информации, является оспоримым, если оно не подпадает под установленные законом случаи, в которых такое условие должно считаться ничтожным, и в законе нет других последствий, не связанных с его недействительностью. В силу п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримого условия недействительным сможет заявить одна из сторон договора или иные лица, указанные в законе.

Данное правило распространяется на договоры, заключенные после 1 сентября 2013 г. (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ).

 

Если условие о предоставлении информации о результате работы не согласовано

Подрядчик в силу ст. 726 ГК РФ обязан будет предоставить ее, если характер результата работы таков, что без указанной информации его использование для целей, указанных в договоре, невозможно.

При этом заказчик должен доказать данное обстоятельство, в противном случае ему будет отказано в удовлетворении требования о передаче информации (см. Риск заказчика 9.2.5).

Объем информации, которую должен предоставить подрядчик, зависит от технической сложности и новизны результата работы (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 N 15АП-5895/2011, оставленное без изменения Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 02.11.2011 по делу N А53-2858/2010).

Если договором установлена обязанность передать информацию, но не указан ее объем или требования к оформлению, заказчик не сможет требовать передачи информации или отказываться от оплаты работ в связи с неисполнением подрядчиком указанной обязанности (см. Риск заказчика 9.2.6).

 

9.3. АКТ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ

Статьи 720, 753 ГК РФ

 

Акт выполненных работ – это подписанный заказчиком и подрядчиком документ, в котором фиксируются факт и результаты приемки работы.

Обязательное составление акта при приемке работы предусмотрено только для договора строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Статья 720 ГК РФ не содержит требования об оформлении результатов приемки в письменном виде. Однако акт выполненных работ может быть использован сторонами в качестве письменного доказательства в суде (ст. 75 АПК РФ, ст. 71 ГПК РФ). Кроме того, составление письменного документа позволяет однозначно зафиксировать дату приемки работы, что имеет существенное значение для определения момента перехода к заказчику риска случайной гибели работы (ст. 705 ГК РФ) и возникновения обязанности заказчика оплатить работу (п. 1 ст. 711 ГК РФ).

Следует иметь в виду, что согласно сложившейся судебной практике акт фиксирует исполнение подрядчиком его обязанностей по договору и не может рассматриваться в качестве сделки по смыслу ст. 153 ГК РФ. По этой причине акт не может быть признан недействительным по правилам о недействительности сделок (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22.03.2012 по делу N А43-29613/2010, Постановление ФАС Московского округа от 29.07.2010 N КГ-А41/7506-10). То, что акты выполненных работ не являются сделками, означает также, что при их составлении не требуется соблюдение порядка, предусмотренного ст. ст. 78 – 79 Федерального Закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” для заключения крупных сделок (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.03.2009 по делу N А05-3246/2008). Равным образом при составлении акта не применяются правила о заключении крупных сделок в обществе с ограниченной ответственностью (ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”) и правила заключения сделок с заинтересованностью (ст. ст. 81 – 84 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”, ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”). Отметим, что принадлежность акта выполненных работ к сделкам отрицается не только в судебной практике, но и в юридической литературе (Ершов О.Г. Подписание акта приемки результата строительных работ: сделка, сделкоподобные или фактические действия? // “Право и экономика”, 2012, N 7).

 

Согласование условия о составлении акта

В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 720 ГК РФ стороны могут предусмотреть в договоре, что приемка работы оформляется двусторонним актом выполненных работ (актом приемки-сдачи работ). Однако при согласовании такого условия приемка должна оформляться именно тем документом, который указан в договоре. Если договором определено, что оплата осуществляется после подписания акта приемки-передачи, а работы переданы по другим документам, подрядчик не сможет потребовать от заказчика оплатить работу (Риск подрядчика 9.3.1).

В договоре также могут быть определены:

– форма акта выполненных работ;

– содержание акта;

– порядок составления, направления и подписания акта;

– последствия отказа заказчика от подписания акта;

– оформление приемки выполненных работ с помощью универсального передаточного документа.

 

9.3.1. Форма акта выполненных работ

 

Глава 37 ГК РФ не содержит требований к форме акта выполненных работ. В п. 4 ст. 753 ГК РФ, регулирующей приемку работ по договору строительного подряда, указано лишь, что сдача-приемка работ оформляется актом, подписанным обеими сторонами.

Однако формы актов приемки некоторых видов работ содержатся в подзаконных нормативных актах, и их использование может быть согласовано в договоре. Так, стороны могут использовать предусмотренную для приемки строительно-монтажных работ Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 N 100 форму КС-2. До 1 января 2013 г. применение данной формы при приемке указанных работ было обязательным в соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”, который устанавливал, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В новом Федеральном законе от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, вступившем в силу с 1 января 2013 г., требование об обязательном использовании унифицированных форм первичной учетной документации не содержится. Однако стороны могут предусмотреть использование формы КС-2 при заключении договора строительного подряда, а также взять ее за основу при составлении акта приемки других работ (не связанных со строительством). Условие о приемке работы по акту формы КС-2 позволит сторонам не перечислять в договоре все необходимые реквизиты акта.

Следует учесть, что некоторые реквизиты формы КС-2 применимы только к строительным работам и их не следует включать в форму акта, используемого для оформления приемки других видов работ.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Приемка выполненной работы оформляется сторонами путем составления и подписания акта выполненных работ по форме КС-2, предусмотренной Постановлением Госкомстата от 11.11.1999 N 100”.

——————————–

 

Согласно ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Соответственно, стороны, не являющиеся организациями государственного сектора, могут использовать форму, утвержденную подрядчиком или заказчиком, или разработать форму совместно, согласовав ее в приложении к договору.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“При приемке работ стороны составляют акт выполненных работ по форме, согласованной в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора”.

——————————–

 

Если в договоре требования к форме акта выполненных работ не согласованы

Стороны могут использовать форму, определенную руководителем заказчика или подрядчика в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Также они могут применить форму универсального передаточного документа, рекомендованную письмом ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@. Подробнее о форме универсального передаточного документа см. п. 9.3.5 настоящих Рекомендаций.

 

9.3.2. Содержание акта выполненных работ

 

В Гражданском кодексе РФ не предусмотрены требования к содержанию акта выполненных работ. Однако с учетом того, что такой акт используется для целей бухгалтерского учета, в нем рекомендуется предусмотреть обязательные реквизиты, которые должны содержаться в первичных документах в соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. К ним относятся:

– наименование документа (акт выполненных работ);

– дата составления;

– наименование экономического субъекта, составившего документ (в данном случае – наименование или ФИО заказчика и подрядчика);

– содержание факта хозяйственной жизни (то есть сведения о видах и объеме выполненных подрядчиком работ);

– величина натурального или денежного измерения факта хозяйственной жизни (сведения о цене работ);

– должности и личные подписи лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, с указанием фамилий и инициалов (то есть подпись лиц, уполномоченных действовать от имени заказчика и подрядчика).

В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 720 ГК РФ стороны могут предусмотреть включение в акт и иных данных, в частности:

– реквизитов договора подряда, во исполнение которого составлен акт;

– сведений о выявленных недостатках в работе.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“В акт выполненных работ включаются следующие сведения: дата его составления; наименование заказчика и подрядчика; реквизиты договора, при исполнении которого составлен акт; сведения о видах, объеме и цене работ; сведения о выявленных недостатках”.

——————————–

 

9.3.2.1. Включение в акт реквизитов договора подряда

 

Для определения того, во исполнение какого договора выполнялись работы и был составлен акт, в акте выполненных работ следует указать дату заключения и номер договора. Это особенно важно в случаях, когда между заказчиком и подрядчиком заключено несколько договоров подряда.

 

——————————–

Пример формулировки в акте:

“Работы выполнены по договору N _____ от 01.02.2012, заключенному между _________”.

——————————–

 

Если реквизиты договора, по которому выполнялись работы, в акте не предусмотрены:

У сторон могут возникнуть затруднения при использовании акта в качестве доказательства выполнения работ, так как он может быть признан не имеющим отношения к делу (ч. 1 ст. 67 АПК РФ, ст. 59 ГПК РФ). Однако если акт подписан обеими сторонами без замечаний и другой договор подряда сторонами не заключался, то акт, не содержащий ссылки на договор, будет признан доказательством выполнения работ.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что акт, не содержащий ссылку на договор подряда, является доказательством выполнения работ, если между сторонами не заключались другие договоры подряда, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

9.3.2.2. Включение в акт сведений о видах, объеме и стоимости выполненных работ

 

В акте следует указать виды произведенных работ и их объем. Это позволит определить, надлежащим ли образом выполнены подрядчиком обязательства по договору.

 

——————————–

Пример формулировки:

“Подрядчиком выполнены следующие виды работ:

1)_________;

2)_________;

3)_________.

В силу возникшей необходимости подрядчиком также проведены дополнительные виды работ:

1)_________;

2)_________”.

——————————–

 

Также в акте выполненных работ должна быть указана их стоимость.

Если в соответствии с п. 4 ст. 709 ГК РФ цена в договоре является приблизительной, в акте следует указать окончательную цену работ. После подписания акта сторонами работа будет подлежать оплате по этой цене. Однако в дальнейшем заказчик сможет доказывать в суде, что цена была завышена.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что если по договору цена является приблизительной, то применяется цена, указанная в акте, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если цена работы по договору является твердой, но в акте указана цена, отличная от установленной договором, суды по-разному определяют цену, по которой должна быть оплачена работа. Согласно одной позиции работа оплачивается по цене, указанной в договоре, согласно другой – применяется цена, содержащаяся в акте.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что существует две позиции судов по вопросу о том, по какой цене оплачиваются работы, если цена, указанная в акте, отличается от твердой цены по договору, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если сведения об объеме и стоимости выполненных работ в акте не предусмотрены:

Акт, не содержащий сведений об объеме и стоимости выполненных работ, не будет признан доказательством выполнения работы.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что не является доказательством выполнения работ акт, в котором не содержатся сведения об их объеме и стоимости, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

9.3.2.3. Включение в акт сведений об обнаруженных недостатках работы

 

Если в ходе приемки заказчик обнаружил в работе недостатки, он вправе указать на них в акте выполненных работ (п. 2 ст. 720 ГК РФ).

 

——————————–

Пример формулировки:

“При осмотре результата работы заказчиком выявлены следующие недостатки:

1)_________;

2)_________;

3)_________. “.

——————————–

 

Следует иметь в виду, что при подписании акта заказчик может не иметь технической возможности включить в него сведения о недостатках работы. Это возможно, если акт был подготовлен подрядчиком и не содержит соответствующего раздела или в случае, когда стороны предусмотрели использование формы КС-2, установленной Приказом Госкомстата от 11.11.1999 N 100, в которой также не предусмотрено графы для указания на недостатки. В такой ситуации заказчику следует отказаться от подписания акта с указанием мотивов отказа (обнаружение недостатков) и изложить сведения о недостатках в отдельном документе, который в соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ должен быть вручен или направлен подрядчику. Подробнее об извещении подрядчика о выявленных недостатках см. п. 9.2.5 настоящего материала.

 

Если сведения о недостатках не включены в акт выполненных работ:

В судебной практике существует позиция, согласно которой подписание акта выполненных работ без замечаний может лишить заказчика права в дальнейшем ссылаться на недостатки работ. В то же время существует и другая точка зрения, в соответствии с которой заказчик в этой ситуации лишается права ссылаться только на явные недостатки. Кроме того, есть практика, в соответствии с которой за заказчиком сохраняется право предъявить претензии по качеству работы, если он представит доказательства.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что существуют различные позиции судов по вопросу о последствиях подписания акта без замечаний, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Следует учитывать, что заказчик после приемки работы вправе заявить о выявленных им скрытых недостатках (п. 4 ст. 720 ГК РФ). В то же время, если он принял работу без проверки и подписал акт, то в дальнейшем он не сможет ссылаться на недостатки, которые могли быть выявлены при проверке (явные недостатки), если иное не установлено договором подряда (п. 3 ст. 720 ГК РФ). Подробнее о праве заказчика предъявить требования, связанные с явными недостатками принятой без проверки работы, см. п. 9.2.7 настоящего материала.

 

9.3.3. Порядок направления и подписания акта выполненных работ

 

В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ осмотр и приемка работы осуществляются заказчиком в присутствии подрядчика. Одновременно с приемкой составляется и подписывается акт выполненных работ. Однако в ряде случаев возможно направление акта выполненных работ ранее осмотра их результата. Так, направление акта может быть использовано подрядчиком как уведомление заказчика о готовности работы к приемке.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что направление акта выполненных работ свидетельствует о готовности работы к приемке, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

С учетом возможности направления акта заказчику в договоре следует согласовать порядок его направления. В частности, можно предусмотреть адрес, по которому направляется акт выполненных работ, и перечень документов, необходимых заказчику для приемки. Следует также установить срок, в который заказчик обязан осмотреть и принять результат работы и подписать акт выполненных работ.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“После завершения работы подрядчик направляет заказчику акт выполненных работ по адресу: _________. К акту прилагаются: ____________. Заказчик осматривает, принимает работу и подписывает акт в течение _______ дней.

——————————–

 

Стороны в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ вправе предусмотреть в договоре направление акта не только по почте, но и с использованием факсимильной связи.

Также акт может быть направлен посредством электронной связи. Для того чтобы акт, направленный по факсу или электронной почте, мог быть использован в суде в качестве доказательства, сторонам следует согласовать в договоре возможность использования документов, полученных посредством факсимильной, электронной или иной связи (ч. 3 ст. 75 АПК РФ). Для снижения вероятности споров относительно получения факсимильного сообщения другой стороной в договоре рекомендуется предусмотреть номера телефонов сторон, используемых для отправления факса, а также установить, что факсимильное сообщение должно быть зафиксировано в журнале учета факсимильных отправлений.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Акт выполненных работ может быть направлен посредством факсимильной связи (N факса ________). Акт, направленный с использованием факсимильной связи, признается доказательством выполненных работ, если он направлен с факса подрядчика на факс заказчика по указанному в договоре номеру, а сведения об отправке факса внесены в журнал учета факсимильных отправлений подрядчика”.

——————————–

 

Если порядок составления и направления акта выполненных работ не согласован

В этом случае акт должен быть подписан сторонами в момент приемки (п. 1 ст. 720 ГК РФ) или подписан подрядчиком и направлен заказчику по месту его нахождения (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Акт должен быть составлен и подписан на бумажном носителе, поскольку акт, представленный в иной форме (если она не предусмотрена договором), может быть не принят судом в качестве доказательства выполнения работы на основании ч. 3 ст. 75 АПК РФ.

В то же время в судебной практике акт, направленный с помощью факсимильной связи, признается надлежащим доказательством выполнения работы.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что акт выполненных работ, переданный посредством факсимильной связи, может быть признан надлежащим доказательством выполнения работы, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Подписание акта выполненных работ

Для придания акту доказательственной силы он должен быть подписан уполномоченными лицами заказчика и подрядчика.

Стороны могут определить в договоре лиц, имеющих право на осуществление приемки работы. Для этого следует указать:

– ФИО этих лиц;

– подтверждающие полномочия документы, которые будут предъявлены при подписании акта.

Если стороны являются юридическими лицами, то от их имени указанный документ могут подписывать:

– органы юридического лица, имеющие право действовать от его имени без доверенности (п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182 ГК РФ). Например, в хозяйственных обществах это единоличный исполнительный орган: директор, генеральный директор, президент (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах”);

– любые другие представители (сотрудники организации, иные лица), действующие на основании надлежащим образом оформленной доверенности (п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).

Как правило, акт подписывается уполномоченным лицом лично. Однако в силу п. 2 ст. 160, п. 4 ст. 421 ГК РФ стороны также вправе предусмотреть в договоре возможность использования в акте факсимильного воспроизведения подписи, электронной подписи или иного аналога собственноручной подписи.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“При подписании акта выполненных работ допускается использование факсимильного воспроизведения подписи генерального директора заказчика”.

——————————–

 

При отсутствии соответствующего условия акт выполненных работ, подписанный с использованием факсимиле подписи, может быть не признан надлежащим доказательством по делу (Риск подрядчика 9.3.2).

 

Если порядок подписания акта выполненных работ не согласован

Акт должен быть подписан либо заказчиком и подрядчиком собственноручно (если это физические лица или индивидуальные предприниматели), либо лицами, действующими от их имени на основании доверенности (ст. ст. 182, 185, 185.1 ГК РФ), либо лицами, имеющими право действовать от имени сторон без доверенности (если стороны – юридические лица).

 

9.3.4. Отказ заказчика от подписания акта выполненных работ

 

После того как подрядчик завершил работы и направил заказчику акт выполненных работ, может сложиться ситуация, когда заказчик отказывается от подписания акта.

Заказчик может отказаться от принятия результата работ, т.е. от подписания акта выполненных работ, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Так, в силу п. 2 ст. 405, п. 3 ст. 708 ГК РФ заказчик вправе не принимать работу, если подрядчик нарушил сроки исполнения договора и заказчик утратил интерес к исполнению.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что заказчик вправе отказаться от подписания акта выполненных работ, если в результате просрочки он утратил интерес к исполнению, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Если заказчик отказался принимать выполненные работы и представил мотивированный отказ, то подрядчик должен доказать, что работы выполнены им качественно и в объеме, предусмотренном договором.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что если заказчик отказался принимать выполненные работы и представил мотивированный отказ, подрядчик должен доказать, что работы выполнены им качественно и в объеме, предусмотренном договором, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Заказчик, отказавшийся от принятия результата работ в соответствии с п. 2 ст. 405 ГК РФ, вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков. Подробнее об основаниях для возмещения убытков см. п. 11.1.1 настоящих Рекомендаций.

Кроме того, стороны могут установить в договоре основания и последствия отказа заказчика от приемки работы и, соответственно, от подписания акта выполненных работ. Так, они могут предусмотреть, что заказчик, обнаруживший недостатки в выполненной работе, вправе заявить об этом подрядчику, отказавшись от приемки работы и подписания акта выполненных работ.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Заказчик вправе отказаться от приемки работы и подписания акта выполненных работ, если в момент приемки в работе выявлены недостатки.

——————————–

 

Немотивированный отказ заказчика от подписания акта выполненных работ

На практике заказчик может отказаться от подписания акта без какого-либо обоснования. Однако следует учитывать, что при этом он не освобождается от оплаты выполненных работ.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что немотивированное уклонение заказчика от подписания акта выполненных работ не освобождает его от их оплаты, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

При немотивированном отказе заказчика от подписания акта подрядчик может подписать акт в одностороннем порядке и использовать его в суде в качестве доказательства выполнения работы.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что акт, подписанный подрядчиком в одностороннем порядке, может являться доказательством выполнения работы, если заказчик немотивированно отказался от его подписания, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

Однако для того чтобы акт выполненных работ, подписанный только подрядчиком, мог быть принят в качестве доказательства, подрядчик, завершив работу, должен уведомить об этом заказчика (направить ему акт выполненных работ или оповестить иным образом). При неисполнении данной обязанности неподписанный заказчиком акт не признается доказательством выполнения работы.

 

– Судебную практику, подтверждающую, что акт, подписанный только подрядчиком, не признается доказательством выполнения работы, если подрядчик не известил заказчика об окончании работ, см. в Путеводителе по судебной практике.

 

9.3.5. Универсальный передаточный документ

 

Стороны могут составить акт приемки выполненных работ в форме универсального передаточного документа (УПД), предложенной к использованию ФНС России в Письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ “Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе счета-фактуры”.

Форма УПД основана на форме счета-фактуры и объединяет в себе указанные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” обязательные реквизиты первичных учетных документов и информацию счетов-фактур, используемых в целях исполнения законодательства по налогам и сборам, которая предусмотрена гл. 21 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 “О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость” (далее – Постановление N 1137).

В договор подряда стороны могут включить условие о составлении акта приемки выполненных работ в форме УПД. Это не противоречит ни положениям гл. 37 ГК РФ о подряде, ни требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”. Подробнее о форме акта выполненных работ см. п. 9.3.1 настоящих Рекомендаций.

 

——————————–

Пример формулировки условия:

“Приемка выполненной работы оформляется сторонами путем составления и подписания универсального передаточного документа по форме, предусмотренной в письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@”.

——————————–

 

Предложенная ФНС форма предполагает два возможных статуса УПД: документ, объединяющий счет-фактуру и передаточный акт (статус документа “1”), и являющийся только передаточным актом (статус документа “2”). Во втором случае не заполняются поля (или в них ставятся прочерки), которые предназначены для показателей, установленных в качестве обязательных исключительно для счета-фактуры. Статус УПД определяется при заполнении формы путем проставления отметки в соответствующей графе.

ФНС России в упомянутом Письме отметила, что форма универсального передаточного документа носит рекомендательный характер и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ форм первичных учетных документов (из действовавших ранее альбомов или самостоятельно разработанных) и формы счета-фактуры, установленной Постановлением N 1137.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code