Вопросы о порядке применения Федерального закона. 3 часть

Часть 1   Часть 2   Часть  3

76
  1. Законом N 44-ФЗ не регламентированы действия заказчика в случаях, когда решение о заключении контракта согласовывается с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, в частности, не урегулированы сроки направления проекта контракта во время рассмотрения органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля
согласования.Согласно части 2 статьи 70 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) указанного в части 8 статьи 69 Закона N 44-ФЗ протокола заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в ЕИС проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.Положения норм статьи 70 и пункта 25 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в системном единстве позволяют сделать вывод, что заказчик должен вначале выполнить требования пункта 25 части 1 статьи 93 Закона N 44- ФЗ, получив положительное согласование контрольного органа в сфере закупок, и только и при наличии такого согласования начинать процедуру
в сфере закупок, документов для принятия решения о согласовании или об отказе в заключении контракта с единственным поставщиком.Возникает вопрос: должен ли заказчик направлять проект контракта единственному участнику аукциона, чья заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44- ФЗ и документации, в порядке, установленном статьей 71 Закона N 44-ФЗ?Также не заключения контракта, предусмотренную статьей 70 Закона N 44-ФЗ. В противном случае заказчик, разместив при отсутствии положительного согласования проект контракта в ЕИС для подписания участнику аукциона, будет фактически предлагать данному лицу подписывать проект контракта, не согласованный уполномоченным контрольным органом в сфере закупок, что не соответствует смыслу Закона N 44-ФЗ и нарушает права участников закупки, вводя их в заблуждение и обязывая преждевременно нести финансовые расходы на получение обеспечение исполнения контракта
регламентированы действия заказчика в случаях, если орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, отказал в возможности заключения контракта с единственным поставщиком, а карточка контракта подписана участником аукциона и денежные средства для обеспечения контракта перечислены участником заказчику (данный вопрос актуален в случае, если проект контракта должен направляться участнику в описанном выше порядке)
77 Поясните механизм снижения цены контракта по соглашению сторон. Сначала заключаем контракт по НМЦК, а далее заключаем дополнительное соглашение о цене контракта? Подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в документации о закупках заказчик вправе установить возможность снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества товара, работы или услуги и иных условий контракта.Если такое условие предусмотрено документацией о закупке и проектом контракта, то возможность снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества товара, работы или услуги и иных условий контракта наступает с даты заключения контракта, и может быть реализовано заключением дополнительного соглашения
78 В контрактах на поставку продуктов питания предусмотрены ежедневные поставки товара, при этом не определены этапы исполнения такого контракта. Значит ли это, что экспертиза должна проводиться на каждую поставленную по данному контракту партию товара? Считается ли товарная накладная документом о приемке товара? Или должен быть составлен В соответствии с пунктом 1 части 1 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
акт о приемке по результатам экспертизы? Согласно части 7 статьи 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.Таким образом, если условиями контракта предусмотрена ежедневная периодичность поставки товара отдельными партиями (частями), то экспертиза поставленной партии (части) товара также проводится ежедневно, и оформляется документом о приемке.Если заказчик осуществляет экспертизу без привлечения экспертов, а собственными силами, то отдельного документа для оформления результатов экспертизы не требуется. Для оформления экспертизы приемки товаров будет достаточно подписания ответственным за экспертизу товара должностным лицом (работником) товаросопроводительных документов, в том числе накладной, акта о приемке товаров и счета-фактуры (при необходимости), которые и будут являться результатом экспертизы, осуществляемой силами заказчика
79 Часть 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ. Каким образом заказчик может проверить предложенные участником закупки контракты, в частности применения штрафных санкций к поставщику (подрядчику, В соответствии с частью 3 статьи 37 Закона N 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику
исполнителю) с учетом того, что заказчики, как правило, не публикуют результаты претензионной работы на официальном сайте? неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 указанной статьи.Кроме того, заказчики обязаны вносить в Единый реестр государственных и муниципальных контрактов на сайте www.zakupki.gov.ru информацию о заключении контракта, о ходе исполнения, о внесении изменений, о факте исполнения контракта, а также информацию по пеням и штрафам.Таким образом, проверка информации, подтверждающей добросовестность участника закупки на дату подачи заявки, проводится с помощью информации, содержащейся в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов
80 Согласно статьи 37 части 9 Закона N 44- ФЗ если предметом контракта является поставка товара необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи и т.д.), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на Согласно части 9 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать
25% и более ниже НМЦК, обязан предоставить заказчику обоснование предложенной цены контракта, которая может включать в себя гарантийное письмо от производителя. Относятся ли продукты питания, закупаемые для детских садов к товарам, необходимым для нормального жизнеобеспечения и необходимо ли требовать обоснование цены у участника, согласно этой статьи? в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.Таким образом, в случае закупки продовольствия для нормального жизнеобеспечения, например, продуктов для детских садов, участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене
81 В силу п. 3. ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон) действие указанного закона распространяется на заключение контракта, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Как следует из пункта 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ под контрактами в данном Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона N 44-ФЗ.Таким образом, контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, является по своей природе гражданско-правовым договором, на что прямо указано и в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ, и к нему, как следует из части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), не противоречащие Закону N 44-ФЗ.Поэтому вне зависимости от вида гражданско-правового договора (контракта), к нему должны применяться положения Закона N 44-ФЗ и положения ГК РФ, регулирующие соответствующий вид
Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1,4 и 5 статьи 15 Закона. В п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона перечислены регулируемые виды отношений – закупки товаров, работ, услуг, а также в перечисленное входят и отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества или аренда имущества. Закон требует от заказчиков определять контрагентов для заключения контрактов, но согласно Гражданского кодекса РФ приобретение гражданско-правового договора и не противоречащие Закону N 44-ФЗ.Согласно части 1 статьи 549 ГК РФ контрагентами по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) являются продавец и покупатель.В соответствии с частью 1 статьи 650 ГК РФ контрагентами по договору аренды здания или сооружения являются арендодатель и арендатор.Таким образом, в случае осуществления закупки, объектом которой является приобретение недвижимого имущества или аренда имущества, заказчик вправе указать наименование контрагента в соответствии с требованиями ГК РФ.Вместе с тем, описание объекта закупки, в том числе если объектом закупки является приобретение недвижимого имущества или аренда имущества, необходимо осуществлять в соответствии с правилами, установленными статьей 33 Закона N 44-ФЗ
недвижимости является самостоятельным подвидом договора купли- продажи, отличным от контракта поставки, не имея отношения к контрактам на выполнение работ и оказания услуг, а договор аренды является самостоятельным видом договора, отдельным и от купли-продажи, и от выполнения работ, и от оказания услуг. Кто является контрагентом при приобретении недвижимости или аренде имущества и какими правилами должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки на приобретение недвижимого имущества или аренда имущества, согласно статье 33 Закона
82
  1. Законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ внесены изменения в часть 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым в извещении о проведении запроса котировок, помимо прочей информации, должны содержаться требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в
Положения статьи 31 Закона N 44-ФЗ распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки. В извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан устанавливать к участникам в соответствии со всей статьей 31 Закона N 44-ФЗ, а исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ЗаконаСогласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, в частности требование к участнику закупки о наличии лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона N
соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. Прежняя редакция (от 28.12.2013 N 396) части 1 статьи 73 Федерального закона N 44- ФЗ устанавливала обязанность заказчика указать в извещении о проведении запроса котировок требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок.Таким образом, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.При этом в состав заявки (часть 3 статьи 78 Закона N 44-ФЗ) копия лицензии не включена. Согласно части 4 статьи 78 Закона N 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 78 Закона N 44-ФЗ, информации и документов, не допускается. Частью 7 статьи 78 Закона N 44-ФЗ также не предусмотрено отклонение заявки за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником
исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участникам запроса котировок в соответствии со статьей 31 Федерального закона N 44-ФЗ.Обязан ли заказчик в извещении о проведении запроса котировок устанавливать к участникам требования и указывать исчерпывающий перечень документов только в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, либо запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки.Вместе с тем, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (часть 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ). При этом согласно части 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона N 44- ФЗ.Таким образом, котировочная комиссия и заказчик и при отсутствии в составе заявки копии лицензии вправе проверять ее фактическое наличие иными способами, в
требования должны быть установлены заказчиком в соответствии со всей статьей 31 Федерального закона N 44-ФЗ, а исчерпывающий перечень документов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ?Если редакция статьи предполагает обязанность заказчика устанавливать к участникам требования и указывать исчерпывающий перечень документов только в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, то является ли логичной создание этой нормы закона, ограничивающей право заказчика установить в извещении о проведении запроса котировок требования, позволяющие исключить участие недобросовестных участников? том числе путем направления запросов в лицензирующие органы, изучения реестров лицензий на официальных сайтах лицензирующих органов.В случае если котировочная комиссия или заказчик выявят несоответствие участника, в том числе победителя запроса котировок, требованию о наличии лицензии, установленному в извещении о проведении запроса котировок, то такой участник должен быть отстранен от участия в запросе котировок или заказчик должен отказаться от заключения контракта с таким участником в порядке, установленном частями 9 и 11 статьи 31 Закона N 44-ФЗ.Необходимо также отметить, что согласно части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки
83
  1. Согласно части 4 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 указанной статьи, не допускается.

Вместе с тем, часть 1 статьи 73 Федерального закона N 44-ФЗ содержит требования к наличию информации, не указанной в части 3 статьи 73. Как на практике необходимо толковать указанную коллизию норм?

84 Если совместные торги проводит уполномоченный орган, является ли он стороной по соглашению о совместных торгах и имеет ли какие-либо права и обязанности по такому соглашению? В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ в случае, если организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона N 44- ФЗ, то заказчики передают им на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона. Указанное соглашение должно содержать информацию, предусмотренную частью 2 статьи 25 Закона N 44-ФЗ
85 Положениями статей 27, 42, 63 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность установления ограничения участия в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом в извещении должно быть указано обоснование принятия решения о таком ограничении. Являются ли требования, установленные к участнику закупки в соответствии с положениями статьи 31, указанным ограничением? В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона N 44-ФЗ участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.Закон N 44-ФЗ предусматривает ограничение в отношении участников закупок в части 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ. Иные ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Законом N 44-ФЗ не установлены.Требования, предъявляемые к участникам в соответствии со статьей 31 Закона N 44-ФЗ, не являются ограничением участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
86 Частью 2 статьи 72 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок не должен превышать 10 процентов совокупного годового объема заказчика.Пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить в соответствии с указанным пунктом не должен превышать 5% СГОЗ.Каким образом заказчику производить расчет СГОЗ для исчисления указанных процентов, какие суммы включаются в указанный расчет: сумма НМЦК или сумма контрактов, заключенных по итогам проведенных процедур?При расчете СГОЗ на Согласно части 16 статьи 3 Закона N 44-ФЗ совокупный годовой объем закупок – это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:- контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;- контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;- контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

2014 год учитываются ли контракты, заключенные в 2013 году в соответствии с нормами Закона N 94-ФЗ на финансирование 2014 года?Не означает ли введенное Законом N 140-ФЗ понятие “…Действие положений статьи 30, части 2 статьи 72, пунктов 4, 5 части 1 статьи 93, части 4 статьи 94 распространяется на правоотношения возникшие с 1 января 2014 года”, что в планируемый и фактический расчет СГОЗ на 2014 год, в частности, при расчете 5% (для осуществления закупок у единственного поставщика) и 10% (для осуществления запроса котировок), не включаются контракты, заключенные в 2013 году в соответствии с нормами Закона N 94-ФЗ на финансирование 2014 года При этом согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” действие положений пункта 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.Таким образом, контракты, заключенные в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до 1 января 2014 года, исполнение и оплата которых осуществляется в 2014 году, учитываются в совокупном годовом объеме закупок на 2014 год, но не учитываются в годовом объеме закупок, которые заказчик может осуществить в 2014 году в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (не более двух миллионов рублей или не более пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не более чем пятьдесят миллионов рублей)
87 Следует ли снижать цену контракта на 15% от предложенной цены контракта в случае, если заявка участника (победителя) аукциона, с которым заключается контракт, содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, а так же эта заявка содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа N 155, происходящих из Российской Федерации, Республики Беларуси и Республики Казахстан, и при этом стоимость товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет менее В соответствии с пунктом 7 Приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 (далее – Приказ N 155) при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.Приказ N 155 не предусматривает отдельного регулирования для ситуации, описанной в вопросе. Таким образом, с учетом подпункта “г” пункта 8 Приказа N 155, в случае если в заявке на участие победителя аукциона содержится предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, и при этом стоимость товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет менее половины (менее 50 %) стоимости всех предложенных таким участником товаров, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене,
половины (менее 50% стоимости всех предложенных таким участником товаров)?При этом заявки всех остальных участников аукциона тоже содержат предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа N 155, происходящих из иностранных государств и о поставке товаров, указанных в пункте 1 приказа N 155 происходящих из Российской Федерации, Республики Беларуси, Республики Казахстан, и при этом стоимость товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения составляет так же менее половины (менее 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта
88
  1. В заявке на участие в электронном аукционе участник закупки указал место происхождения товара – “Россия” (“Словения” или “Китай”), достаточно ли одного названия страны или необходим более конкретный адрес? Как применительно к данному случаю трактовать ст. 1516 ГК РФ?
Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать следующую информацию:1) при заключении контракта на поставку товара: наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.Согласно части 1 статьи 1516 ГК РФ наименование места происхождения товара – это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное
89
  1. Является ли понятие “наименование места происхождения товара” идентичным понятию, определение которому содержится в статье 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации? Или же оно идентично стране происхождения товара?
или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.На территории Российской Федерации действует исключительное право использования наименования места происхождения товара, зарегистрированное федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования (статьи 1517 и 1518 ГК РФ).В силу части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ термин “наименование места происхождения товара”, используемый в статьях 33 и 66 Закона N 44-ФЗ, должен пониматься только в значении,
предусмотренном статьей 1516 ГК РФ как средство индивидуализации товара, удостоверяемое выданным Роспатентом свидетельством. Любое иное расширительное толкование данного термина является неправомерным и не соответствует требованиям статьи 2 Закона N 44-ФЗ и статьи 1516 ГК РФ.Термин “наименование места происхождения товара” необходимо отличать от термина “страна происхождения товара”. Так, согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе в случае закупки товара должна содержать информацию о стране происхождения товара и производителе товара.Согласно части 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного Союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны
происхождения товаров.Таким образом, в законодательстве Российской Федерации применяются термины “наименование места происхождения товара” и “страна происхождения товара” и не применяется понятие “место происхождения товара”.С учетом изложенного, при проведении конкурсов участник конкурса должен обязательно представить в составе заявки информацию:1) о стране происхождения товара (по правилам статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного Союза);2) о производителе товара.

Отсутствие полностью или частично указанной информации в составе заявки на участие в конкурсе является основанием для обязательного отклонения заявки в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона N 44-ФЗ.

При проведении электронного аукциона заказчик обязан установить в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ требование к участникам электронного аукциона о предоставлении информации о наименовании места происхождения товара (в соответствии со статьей 1516 ГК РФ) либо информации о производителе товара.

Требование к участникам электронного аукциона о предоставлении информации о “стране происхождения

товара” либо какой-либо иной информации о “месте происхождения товара” не соответствует части 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, согласно которой требовать от участника электронного аукциона предоставления иной информации, за исключением предусмотренной частями 3 и 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ информации, не допускается.Участник аукциона должен по собственному выбору представить в составе заявки информацию либо о “наименовании места происхождения товара”, если участник аукциона имеет свидетельство о государственной регистрации наименования места происхождения товара, выданное Роспатентом (при этом участник аукциона не обязан предоставлять в составе заявки копию такого свидетельства), либо информацию о наименовании производителя. В случае если участник электронного аукциона не имеет свидетельства о государственной регистрации наименования места происхождения товара либо не желает представлять такую информацию, заявка такого участника должна содержать информацию только о наименовании производителя товара.Участники электронного аукциона не должны представлять заказчику или аукционной комиссии информацию о “стране происхождения товара” или “месте происхождения товара”. Отказ в допуске к
участию в аукционе за непредставление информации о “стране происхождения товара” или “месте происхождения товара” как по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, является административным правонарушением в соответствии с частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.При проведении запроса котировок с учетом требований части 3 статьи 73 Закона N 44-ФЗ участники запроса котировок не должны предоставлять в составе заявки информацию о наименовании места происхождения товара, стране происхождения товара, наименовании производителя товара.Таким образом, информация о “стране происхождения товара” в соответствии с Законом N 44-ФЗ обязательно указывается в заявке только при проведении конкурса на закупку товара, при проведении аукциона или запроса котировок участники закупки не обязаны указывать в составе заявки информацию о стране (месте) происхождения товара
90 Правомерным ли будет возложение функций по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля (в соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ) на орган местного самоуправления муниципального района, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, (в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ)? Объединение и возложение функций по контролю в рамках частей 3 и 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ на один государственный (муниципальный) орган, уполномоченный на выполнение таких функций, Законом N 44-ФЗ не запрещено
91 Федеральным законом N 140-ФЗ внесены изменения в пункт 1 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, согласно которым участник закупки во второй части заявки должен указать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ во второй части заявки на участие в электронном аукционе должна содержаться информация, в том числе об идентификационном номере учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона только при его наличии.Таким образом, не предоставление участником закупки в составе второй части заявки сведений об идентификационном номере вышеуказанных лиц не влечет признания такой заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ
аукциона, при наличии такого ИНН. Вправе ли единая комиссия, при рассмотрении вторых частей заявок, признать заявку несоответствующей требованиям аукционной документации, в случае если во второй части заявки, а также в аккредитационных документах отсутствует какая-либо информация о наличии/отсутствии ИНН лиц, указанных в п. 1 ч. 5 ст. 66?
92
  1. В соответствии с пунктом 7 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении должны быть указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Какими нормативными правовыми актами установлены условия, запреты и ограничения допуска товара, указанного в пункте 7 статьи 63?
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Приказ N 155) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Указанным актом также установлены преференции в отношении товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения. Для целей реализации Приказа N 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. N 1224 “Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых)
93
  1. Пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ предусмотрено наличие в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы, услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов. Сообщите, пожалуйста, перечень данных документов,
иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства” установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 656 “Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” согласно которому в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских
непредоставление которых во второй части заявки, будет являться основанием к признанию заявки участника аукциона не соответствующей требованиям аукционной документации товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих изиностранных государств, по перечню согласно приложению к указанному постановлению в случаях, указанных в данном постановлении, только если страной происхождения таких товаров не является Российская Федерация, Республика Белоруссия или Республика Казахстан. Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1 – 14, 28 и 43 – 66 перечня согласно приложению к указанному постановлению, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых
Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными в указанных Правилах. Подтверждением соответствия товаров, указанных в пунктах 15 – 23, 24 – 27 и 29 – 42 перечня согласно приложению к указанному постановлению, требованиям, предусмотренным подпунктами “б” и “в” пункта 1 данного постановления, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 791 “Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд” определен перечень товаров легкой промышленности, на которые распространяется ограничение допуска иностранных производителей, за исключением производителей из Республики Белоруссия и Республики Казахстан
94 В случае указания участником закупки наименования производителя товара, является ли обязанностью последнего указывать организационно-правовую форму? Ведь в понятие “наименование производителя” также входит и фирменное наименование, которое зачастую не содержит указания на организационно-правовую форму Согласно пункту 2 части 2 статьи 51 Законе N 44-ФЗ участник конкурса должен представить в составе заявки информацию о производителе товара.Согласно части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ участник аукциона вправе представить в составе заявки информацию о наименовании места происхождения товара (по правилам статьи 1516 ГК РФ), если участник аукциона имеет свидетельство о государственной регистрации наименования места происхождения товара, выданное Роспатентом, или о наименовании производителя товара.Понятие “наименование производителя товара” необходимо понимать в соответствии с положениями ГК РФ:

  1. Согласно части 1 статьи 19 ГК РФ гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.

Таким образом, если производителем товара является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, участнику закупки в своей заявке достаточно указать фамилию и имя, а также отчество (при наличии) производителя товара. Требование иной информации от участника закупки является неправомерным.

  1. Согласно части 1 статьи 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на
организационно-правовую форму. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.При этом необходимо учитывать, что требования к наименованию юридического лица могут быть также установлены иными федеральными законами, которые подлежат применению заказчиками и комиссиями по осуществлению закупок.Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” общество с ограниченной ответственностью должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью”. Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова “с ограниченной ответственностью” или аббревиатуру ООО.Таким образом, если производителем товара является юридическое лицо, зарегистрированное в Российской Федерации, участнику закупки в своей заявке
достаточно указать по собственному усмотрению любое наименование такого юридического лица, предусмотренное его учредительными документами, в том числе полное или сокращенное.Требование об указании участником закупки иной информации о производителе товара – юридическом лице, в том числе о месте нахождения (почтовом адресе) или месте производства товара, включая наименование страны нахождения (государственной регистрации), является неправомерным.

  1. Участники закупки вправе также указывать наименования производителей товара – иностранных лиц, на которых требования вышеперечисленных актов законодательства Российской Федерации об имени физического лица или наименовании юридического лица не распространяются.

Личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет (часть 1 статьи 1195 ГК РФ). Права физического лица на имя, его использование и защиту определяются его личным законом (статья 1198 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) организационно-правовая форма юридического лица;

2) требования к наименованию юридического лица.

Таким образом, требования к имени или наименованию

производителя товара – иностранного лица определяются законодательством соответствующего иностранного государства.С учетом изложенного, участники закупки вправе указывать наименования производителей товара – иностранных лиц с соблюдением законодательства соответствующих иностранных государств, по собственному усмотрению – на государственном языке иностранного государства, в транслитерации, в переводе на государственный язык Российской Федерации.При принятии решения о признании заявки, соответствующей или не соответствующей требованиям документации о закупке, члены комиссии по осуществлению закупок должны учитывать, что копии учредительных документов или документов, удостоверяющих личность, производителей товара в составе заявки отсутствуют и не могут быть истребованы в ином порядке, а, следовательно, проверить правильность наименования (имени) производителя товара, а равно статус лица (иностранное или российское) фактически невозможно.В случае сомнения членов комиссии по осуществлению закупок в соблюдении участником закупок требований об указании правильного наименования производителя товара подлежат применению правила части 5 статьи 10 ГК РФ, согласно которым добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а, следовательно, все сомнения должны толковаться в пользу участников закупок
95 Заказчиком, осуществляющим закупку путем проведения электронного аукциона, было обнаружено расхождение между содержащимися в первой части заявки сведениями о товаре и информацией о товаре, размещенной Согласно части 1 статьи 67 Закона N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66
на сайте производителя (не соответствует характеристикам предполагаемого к поставке товара). Возможно ли отклонение данной заявки по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ?Возможно ли при отклонении данной заявки на участие в аукционе использовать информацию официального сайта производителя товара для подтверждения несоответствия поставляемого товара техническому заданию? Закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации.Таким образом, если при проверке информации, представленной участником закупки в первой части заявки на участие обнаружено, что информация о товаре, предполагаемом к поставке не соответствует информации на официальном сайте производителя, комиссия принимает решение с учетом изложенных выше норм законодательства. При этом в случае несогласия с принятым решением участник закупки вправе обжаловать действия комиссии

Часть 1   Часть 2   Часть  3