Профсоюзная организация как к налогоплательщик

Вопрос: Правомерно ли применение к профсоюзной организации как к налогоплательщику обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке в порядке ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением налоговой декларации в установленный срок?

 

Ответ: Принимая во внимание сложившуюся на сегодняшний день арбитражную практику, применение к профсоюзной организации как к налогоплательщику обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам в банке в порядке ст. 76 Налогового кодекса РФ является правомерным.

 

Обоснование: Согласно пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Абзацем 2 п. 1 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 и пп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ.

Пунктом 3 ст. 76 НК РФ установлено, что решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации.

Данные нормы не предусматривают исключений для налогоплательщиков – профсоюзных организаций.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” (далее – Федеральный закон N 10-ФЗ) профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

При этом п. 2 ст. 24 Федерального закона N 10-ФЗ предусмотрено, что финансовый контроль за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осуществляется, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности. Ограничение независимой финансовой деятельности профсоюзов не допускается.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона N 10-ФЗ запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Правовая позиция о праве налоговых органов приостанавливать операции организаций профсоюзов по расчетным и другим счетам в банках и иных финансовых кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) налоговым органам документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, сформулирована Конституционным Судом РФ в Определении от 19.02.1996 N 5-О.

Согласно данной позиции право на осуществление налогового контроля налоговыми органами государства закреплено не только в НК РФ, но и в законах, посвященных регулированию деятельности общественных объединений, включая профсоюзы. Так, согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона N 10-ФЗ органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль за средствами от предпринимательской деятельности. Статья 38 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ “Об общественных объединениях”, действие которого распространяется и на профсоюзы, также содержит положение о том, что финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах.

Обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам необходимые для уплаты налогов документы и сведения является по своей сути одной из норм установленного в налоговом законодательстве порядка взимания налогов, который призван обеспечить безусловное выполнение каждым закрепленной в ст. 57 Конституции РФ обязанности платить законно установленные налоги и сборы. Ее неисполнение влечет применение к налогоплательщику различных мер ответственности, в том числе предусмотренной в п. 3 ст. 76 НК РФ. Следовательно, по своей цели эта норма не направлена на ограничение каких-либо прав и свобод человека и гражданина, включая свободу деятельности профсоюзов. К профсоюзу санкция данной нормы была применена, поскольку он нарушил нормы перечисленных ранее законов, не исполнив названную конституционную обязанность.

Необходимо также иметь в виду, что пределы осуществления свободы деятельности профсоюзов предопределены не только уставными целями и средствами их достижения, но и конституционной обязанностью каждого соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это же положение закреплено в ст. 8 Конвенции N 87 Международной организации труда “Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию” (принята в г. Сан-Франциско 09.07.1948 на 31-й сессии Генеральной конференции МОТ) (далее – Конвенция МОТ), согласно которой при осуществлении права на объединение и свободу деятельности трудящиеся и их организации, так же как и другие лица, обязаны соблюдать законность.

Как свидетельствует арбитражная практика, налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам профсоюзов по расчетным и другим счетам в банках и иных финансовых кредитных учреждениях.

Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.06.2014 по делу N А36-3408/2013 отклонил доводы профсоюзной организации о том, что налоговый контроль является одной из форм финансового контроля, который в отношении организаций профсоюзов запрещен положениями Федерального закона N 10-ФЗ, а также нормами международного права, в частности Конвенцией МОТ.

Как указал суд, согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона N 10-ФЗ органы исполнительной власти осуществляют финансовый контроль за средствами от предпринимательской деятельности. Статья 38 Федерального закона N 82-ФЗ, действие которого распространяется и на профсоюзы, также содержит положение о том, что финансовые органы осуществляют контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов в соответствии с налоговым законодательством о налогах.

Ссылка на нарушение положений ст. ст. 5, 24 Федерального закона N 10-ФЗ признана судом необоснованной, поскольку установленный принцип свободы деятельности профсоюзов не может толковаться расширительно как освобождающий от обязанности соблюдать положения налогового законодательства.

На основании п. 1 ст. 8 Конвенции МОТ относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию при осуществлении прав, признанных за ними настоящей Конвенцией, трудящиеся, предприниматели и их соответственные организации должны, так же как и другие лица или организованные коллективы, соблюдать законность.

Арбитражные суды исходят из того, что профсоюзы не освобождаются от предоставления налоговой отчетности. Проведение налоговых проверок является одной из форм контроля за доходами от предпринимательской деятельности (Постановление ФАС Московского округа от 18.07.2003 N КГ-А40/4669-03).

Вывод о возможности применения положений ст. 76 НК РФ к профсоюзным организациям содержится также в Постановлении ФАС Центрального округа от 28.03.2013 по делу N А62-3582/2012 (Определением ВАС РФ от 16.07.2013 N ВАС-9192/13 отказано в пересмотре дела в порядке надзора).