К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

В России имеются все формальные предпосылки для успешного развития малого бизнеса на всех уровнях управления. Так, на федеральном уровне в настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” <1>, устанавливающий различные формы государственной поддержки. В субъектах РФ приняты многочисленные нормативные правовые акты, включая законы, регулирующие отношения в данной области <2>, долгосрочные и краткосрочные программы <3>. На местном уровне тоже принимаются и реализуются соответствующие программы, направленные на поддержку и развитие предпринимательства конкретных муниципальных образований <4>.

——————————–

<1> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) // РГ. 2007. 31 июля.

<2> См., напр.: Закон Алтайского края от 17 ноября 2008 г. N 110-ЗС “О развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае” (в ред. Закона Алтайского края от 10 ноября 2009 г. N 88-ЗС) // Алтайская правда. 2008. 25 ноября.

<3> См., напр.: Постановление Правительства Омской области от 1 апреля 2009 г. N 49-п “Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области “Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области (2009 – 2013 гг.)” (в ред. Постановления Правительства Омской области от 13 июля 2011 г. N 119-п) // Омская правда. 2009. 10 апреля.

<4> См., напр.: Постановление мэрии г. Новосибирска от 1 декабря 2010 г. N 5151 “Об утверждении ведомственной целевой программы “Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства г. Новосибирска” на 2011 – 2013 гг.” (в ред. Постановления мэрии г. Новосибирска от 30 июня 2011 г. N 5656) // Бюллетень органов местного самоуправления г. Новосибирска. 2010. 10 декабря. С. 4.

 

Но фактическое состояние малого бизнеса представителями заинтересованных сторон оценивается как неудовлетворительное. Почему так происходит? Это зависит от многих факторов. Таких как несовершенство налогообложения, нестабильность нормативно-правовой базы, административные барьеры, несогласованность действий федеральных и региональных властей, высокие ставки по кредитам, недостаточность объемов финансирования программ различного уровня, бюрократизм и взяточничество чиновников.

Исследователи проблем развития малого бизнеса в России на первое место ставят налоговое бремя <5>. Действительно, чрезмерная жесткость сегодняшней налоговой системы оказывает негативное влияние на развитие деловой среды малого предпринимательства. Здоровое совершенствование налоговой системы, направленное не только на формирование бездефицитного бюджета, но и на стимулирование роста производства, развитие субъектов малого предпринимательства должно быть важной задачей настоящего временного периода.

——————————–

<5> Бурцев Г. Современные проблемы развития малого бизнеса в России // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. N 2. С. 156.

 

Нельзя не сказать о тарифах на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, которые работодатели платят исходя из начисленной заработной платы работников. С 1 января 2011 г. размер страховых взносов резко увеличился. Для субъектов, применяющих общую систему налогообложения, – с 26% до 34%. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему единого налога на вмененный доход (ЕНВД), – с 14% до 34%. Справедливости ради следует отметить, что были установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 26% от начисленной заработной платы работников для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, исходя из определенных видов деятельности, таких как производство электромонтажных работ, производство музыкальных инструментов и др. <6>. Можно назвать этих налогоплательщиков льготными категориями.

——————————–

<6> Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 432-ФЗ) // РГ. 2009. 28 июля.

 

С 1 января 2012 г. наблюдается некоторое снижение тарифов на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% и для льготных категорий – с 26% до 20% <7>.

——————————–

<7> Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ) // РГ. 2009. 28 июля.

 

В целом повышение тарифов на страховые взносы очень значительно для малого бизнеса. Малый бизнес, в отличие от крупного, в большей степени подвержен банкротству. Так, по данным Всемирного банка, из вновь организованных малых предприятий через год действуют около 50%, через три года – 7 – 8%, а через пять лет – лишь 3% <8>.

——————————–

<8> Малый бизнес России: проблемы и перспективы развития. М.: РАРМП, 1997. С. 216.

 

Такая система страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в совокупности с налогами становится неподъемной для малого бизнеса и ведет к уходу его в “тень”, т.е. к возвращению практики “серых” зарплат, сокрытию оборотов. Что, в свою очередь, приводит к полной незащищенности наемных работников (сокращение, уменьшение начисленной заработной платы), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы, когда люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать соответствующие пособия. Будет увеличиваться и количество малообеспеченных граждан, имеющих право на субсидии на коммунальные услуги, на самом деле получающих зарплату “в конвертах” <9>.

——————————–

<9> Ларина Т. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 г. очередной налоговый сюрприз // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

 

Рассматриваемые реформы вряд ли существенно пополнят бюджет. Надо сделать так, чтобы предпринимателю было выгодно развивать свое производство, а не вытаскивать деньги из бизнеса. Существующая налоговая система не способствует развитию малого бизнеса, росту благосостояния и снижению социального расслоения среди населения. Российская система налогообложения позволяет легко уклоняться от уплаты налогов и даже провоцирует на это <10>. Речь в первую очередь должна идти о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до уровня 2010 г.

——————————–

<10> Колпащиков А. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет // Ваше дело. 2010. 28 сентября.

 

При совершенствовании налоговой системы нужно учитывать опыт стран с развитой рыночной экономикой, но с расчетом на специфику нашего государства. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что налоговый механизм является эффективным рычагом экономического стимулирования деятельности малого предпринимательства. Весьма важное значение при этом имеют налоговые льготы, действующие в сфере малого бизнеса, в том числе дифференцированные ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость (Япония, Великобритания, Германия), пониженные ставки по подоходному налогу (Германия) и местным налогам (Япония). Интересно отметить, что в Швеции предприятия имеют право производить необлагаемые налогом отчисления в резерв из прибылей в пределах 40% величины чистой прибыли до вычета налогов <11>. В Германии применяются такие льготы, как создание резерва не облагаемой налогом прибыли для категорий малого предпринимательства в зависимости от вида деятельности <12>, освобождение малого предприятия в первые два года существования от всех выплат <13>.

——————————–

<11> Бабо А. Прибыль / Пер. с фр. Е.П. Островского; под общ. ред. В.И. Кузнецова. 4-е изд., испр. М.: Прогресс-Универс, 1993. 174 с.

<12> Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: Монография. М.: Экономика, 2010. С. 196 – 198.

<13> Чепуренко А. Улучшению предпринимательского климата в России будут способствовать макроэкономические факторы и интересы новых элит, а вовсе не “добрая воля” нынешней бюрократии // Бизнес-журнал. 2011. N 5.

 

Кстати сказать, по данным немецкого Федерального статистического ведомства, с каждым годом все больше и больше российских предпринимателей выбирают Германию страной для ведения своего бизнеса. Германия улучшила свое отношение к иммигрантам. Иностранные предприниматели сегодня имеют преимущество перед другими категориями иностранных граждан. Зарегистрировав фирму в ФРГ, они могут получить вид на жительство и избавить себя от постоянного трудоемкого процесса получения виз <14>.

——————————–

<14> Люксенбург Н. Все о бизнесе в Германии. СПб.: Питер, 2007. С. 11, 12.

 

Считаем, что совершенствование налоговой системы способствовало бы уменьшению оттока капитала из России.

Речь идет об изменении налоговой системы государства в целом. Но это не сможет решить существующую проблему крайне неравномерного распределения малых предприятий по регионам. Исследователи в этой области отмечают, что более 75% малых предприятий расположены в европейской части России. Причем треть общего количества предприятий сосредоточена в Центральном федеральном округе (ЦФО), в том числе в Москве – 16,1% от общего количества предприятий России <15>.

——————————–

<15> Романенко Е.В. Указ. соч. С. 96, 97.

 

Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в ЦФО число малых предприятий <16> составило 474,4 тыс., средняя численность занятых составила 3766,5 тыс. человек, оборот малых предприятий – 6572,8 млрд. руб., а, к примеру, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) число малых предприятий насчитывалось всего 65,3 тыс., соответственно, меньше занятых – 428,1 тыс. человек, меньше оборот малых предприятий – 511,8 млрд. руб. <17>. Безусловно, разница очень значительная. Но такое сравнение представляется некорректным, поскольку и количество населения, проживающего в этих округах, тоже разное. Поэтому проанализируем отношение количества малых предприятий к численности населения <18> на примере отдельных субъектов РФ данных федеральных округов.

——————————–

<16> В число малых предприятий Росстатом включены и микропредприятия.

<17> Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 369, 370.

<18> Там же. С. 813.

 

Рассмотрим сначала некоторые регионы ЦФО. В Москве находятся 207,9 тыс. малых предприятий, что составляет на 1000 жителей 18 предприятий. Практически такая же ситуация наблюдается и в Ярославской области, где зарегистрированы 23,6 тыс. субъектов малого бизнеса. Это составляет на 1000 человек 18,5 малых предприятий. А в некоторых других субъектах данного федерального округа, к примеру, в Костромской области насчитывается 7,1 тыс. предприятий, что составляет на 1000 жителей 10,5 предприятия. Получается достаточно неравномерное распределение субъектов малого бизнеса и в регионах ЦФО.

Теперь приведем показатели некоторых регионов ДФО. В Магаданской области сосредоточено 2,0 тыс. малых предприятий. Это составляет на 1000 человек 13 предприятий. В Еврейской автономной области – 1,1 тыс. малых предприятий, что составляет на 1000 человек 6,2 предприятия. А в Чукотском автономном округе – 0,2 тыс. малых предприятий, что составляет на 1000 жителей всего 4 предприятия. Также наблюдаем крайне неравномерное распределение субъектов малого бизнеса и в регионах ДФО.

Из приведенных показателей очевидна огромная разница распределения субъектов малого предпринимательства между отдельными регионами ЦФО, например, в Ярославской области (на 1000 жителей приходится 18,5 предприятия) и регионами ДФО, к примеру, в Еврейской автономной области (на 1000 жителей приходится всего 6 предприятий).

Известно, что социально-экономическое развитие субъектов РФ тесно взаимосвязано с развитием в них малого бизнеса. В этой связи федеральным и региональным органам власти следует обратить внимание на субъекты РФ, где слабо развивается малый бизнес. Для стимулирования предпринимательской активности населения таких регионов государству нужно более эффективно оказывать различные формы поддержки, включая финансовую, имущественную, информационно-консультационную, а также помощь в обучении и переобучении кадров. Кроме этого, в таких субъектах РФ видится целесообразным применение германского, шведского опыта, заключающегося в создании резерва не облагаемой налогом прибыли на малых предприятиях, освобождении от всех видов налогов в первые несколько лет существования малых предприятий.

Мы отдаем себе отчет в том, что введение дополнительных мер поддержки малого бизнеса в регионах, где он мало развит, требует глубокого экономического анализа, учета природно-географических условий, доходов на душу населения, масштабов безработицы, демографических показателей, степени напряженности экономической ситуации этих субъектов РФ.

Отметим, что в индустриально развитых странах до 90% предприятий относится к малому бизнесу. На их долю приходится примерно до 50% производимого в стране валового национального продукта и примерно 70% создаваемых новых рабочих мест <19>. В Российской Федерации на сегодня к малому бизнесу относятся только 30% от всех предприятий <20>.

——————————–

<19> Коваленко Б.Б. Институты воздействия государства на организации корпоративного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2008. С. 24.

<20> Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. С. 16; Российский статистический ежегодник. 2010: Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 813 с.

 

Изменение форм и методов государственного регулирования вопросов малого бизнеса, включая здоровое реформирование налоговой системы, географическое расширение активности предпринимательской деятельности по субъектам РФ будет способствовать экономическому развитию России.

Гвоздева О.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code