МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ АКТИВНОСТИ

В настоящее время мир находится на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу <1>. Помимо прочего такой переход сопровождается изменением типа организационной культуры: от научного к проектно-технологическому типу <2>. Значение данного явления заключается в том, что общество, накопив солидный багаж знаний, ищет все новые и новые способы его применения. Если еще в середине XX в. высшее образование было уделом избранных, то сейчас это стандартное условие трудоустройства молодого специалиста и его последующего карьерного роста. Все это говорит о том, что информации в виде знаний общество накопило достаточно и на первый план выходит потребность в эффективном их применении.

——————————–

<1> См.: Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. С. 437.

<2> Подробнее об этих типах организационной культуры см.: Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. С. 37 – 45.

 

Сказанное в полном объеме относится и к юридической науке, характеризующейся развитым понятийным аппаратом и наличием четкой системы классификаций правовых явлений. Динамично развивающееся законодательство и доступная для анализа судебная практика по арбитражным спорам обеспечивают тот необходимый эмпирический материал, который служит основой для теоретических обобщений.

Другими словами, с точки зрения феноменологии юридической науки, описывающей, что собой представляют те или иные правовые явления, все обстоит более или менее нормально. Но вот с точки зрения методологии все не так однозначно.

Прежде всего, автору не встречались работы, посвященные исключительно методологии права. Существуют исследования, которые условно можно обозначить как “теория и методология чего-либо”, имея в виду, что помимо феноменологии некоего правового явления исследуются (или обозначаются) способы его познания. И действительно, взгляд на методологию как на учение о способах и средствах познания имеет право на существование, представляя собой систему принципов и способов организации и построения теоретической деятельности <3>.

——————————–

<3> Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Под ред. В.С. Степина. М.: Мысль, 2001. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4515/МЕТОДОЛОГИЯ (дата обращения – 23.05.2012).

 

Вместе с тем организации и построения требует не только теоретическая, но и практическая деятельность. Однако исследований, посвященных методологии практической деятельности, в отечественной юриспруденции недостаточно. В основном они сконцентрированы в сфере правоохраны, если взять шире – в сфере правоприменения. Безусловно, такие исследования необходимы, но следует обратить внимание на то, что государство в лице его органов управления является не единственным субъектом правовых отношений. Более того, в сфере гражданского оборота, при его нормальном функционировании, необходимость правоприменения как такового (за редким исключением) вообще не возникает. Между тем количество самостоятельных субъектов, ежедневно вступающих в гражданско-правовые отношения, исчисляется миллионами. И каждый из них осуществляет практическую деятельность на основе правовых норм. В теории права деятельность частных субъектов в рамках предоставленных правом возможностей обозначается термином “использование” как одна из форм реализации права <4>.

——————————–

<4> См., например: Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010. С. 365; Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2010. С. 48 и сл.; Власов В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2011. С. 246 и сл.; Пиголкина А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2008. С. 363 и сл.

 

Итак, что мы можем сказать о том, как субъекты права реализуют предоставленные им правовые возможности? По большому счету только одно: субъекты права реализуют предоставленные им правовые возможности свободно, своей волей и в своем интересе.

Другими словами, никаких разработок, касающихся организации деятельности частных субъектов по использованию правовых возможностей, отечественная юридическая наука не знает.

Возможно, в течение XX века это не было такой уж проблемой, поскольку, с одной стороны, в обществе господствовал научный тип организационной культуры, ставящий на первое место информацию в виде знаний, с другой – отсутствовала профессиональная группа людей, жизненно заинтересованная в развитии методологии практической деятельности в сфере частного права. Отсутствовал своего рода “общественный заказ” на методологию правовой активности.

С распадом Советского Союза в нашей стране начал складываться профессиональный класс людей, для которых уровень организации правовой активности является залогом успеха в конкурентной борьбе на рынке. Речь идет прежде всего о юридических компаниях и адвокатских объединениях, которые специализируются на оказании услуг по правовому сопровождению бизнеса. Именно в среде этих профессионалов звучат идеи о создании стандарта юридической услуги, определении критериев ее качества. Именно собственники юридических компаний чаще всего высказывают претензии к системе подготовки юридических кадров, утверждая, что юриста – выпускника вуза необходимо еще несколько лет доучивать профессии.

Завершая вводную часть, следует определить суть проблемы, обозначив, что юридической науке известно, а что ей предстоит постичь применительно к обсуждаемому вопросу. Итак, в теории права существует ряд общепризнанных категорий, на которые можно опираться, строя систему нового знания о методологии юридически значимой практической деятельности:

– формы реализации права;

– использование как форма реализации права;

– механизм правоотношения;

– юридический факт (фактический состав);

– с некоторыми оговорками можно считать известным термин “правовая активность”, нашедший свое отражение в ряде диссертационных исследований и монографий <5>;

——————————–

<5> См.: Галустян Н.В. Правовая активность личности в механизме формирования социально-полезного поведения: Автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01 / Рост. юрид. ин-т МВД РФ; Кожевников В.В. Социально-правовая активность личности и условия ее действенности: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01; Тепляшин И.В. Правовая активность граждан в условиях становления правового государства: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01; Алексеев С.С. Общая теория права: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби; Проспект, 2008. 576 с.

 

– а также другие, более частные понятия.

С другой стороны, юридической науке предстоит ответить на следующие вопросы, которые суть отражение нашего незнания:

1. Каков механизм реализации правовых возможностей, или иначе – механизм правовой активности? Данный вопрос распадается на ряд более частных вопросов:

1.1. Каковы составные элементы механизма правовой активности?

1.2. Что такое юридическая технология?

1.3. Как юридическая технология соотносится с ноу-хау?

1.4. Каковы критерии эффективности правовой активности?

1.5. Как соотносится правовая активность и юридическая услуга?

1.6. Можно ли описать юридическую технологию? Возможен ли некий стандарт описания юридической технологии?

1.7. и так далее.

Вышеприведенные вопросы касаются в основном методологии правовой активности как юридически значимой деятельности; помимо этого, можно выделить еще два направления, каждое из которых заслуживает самостоятельного исследования. В частности, речь идет о методологии исследования правовой активности и методологии преподавания правовой активности.

Методологические проблемы исследования правовой активности связаны в основном с неразработанностью терминологического аппарата, а также отсутствием должного внимания общественности к прикладным научным изысканиям, лежащим в плоскости ответа на три вопроса:

1. Как следует использовать правовые возможности?

2. Как использовать правовые возможности эффективнее?

3. Как противодействовать злоупотреблениям права при использовании субъектами правовых возможностей?

Следует также определить место научного знания о методологии правовой активности в системе научного знания.

Методологические проблемы собственно правовой активности как вида человеческой деятельности связаны с неразработанностью в теории вопросов, посвященных особенностям организации такой деятельности.

С одной стороны, правовая активность – это вид человеческой деятельности. Соответственно, как любая деятельность, она может быть спроектирована, реализована по определенной технологии и подвергнута пострефлексии для фиксации ценного опыта, анализа ошибок и т.д. В настоящее время создан ряд учений, позволяющих с разных подходов описать любую деятельность. Эти системы методологического знания построены на процессном подходе к организации деятельности (охватывающем циклическую, повторяющуюся деятельность) и проектном подходе к организации деятельности (описывающем новую или в чем-то уникальную деятельность).

С другой стороны, правовая активность имеет ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результат правовой активности сам по себе бесполезен и имеет смысл только тогда, когда вызванные рассматриваемой активностью изменения правового статуса способствуют удовлетворению потребности субъекта гражданского оборота. Следовательно, возникает вопрос о применимости методологических разработок указанных теорий организации деятельности к правовой активности.

Как уже отмечалось, методология правовой активности включает ряд более частных проблем, наибольшее прикладное значение из которых имеет проблема юридических технологий или технологий правовой работы. В самом общем виде эту проблему можно описать так: отсутствует стандарт описания юридической технологии. Решение указанной задачи тесно связано с третьим блоком методологических проблем – преподаванием правовой активности.

В условиях перехода общества от научного типа организационной культуры к проектно-технологическому возникает вопрос о необходимости обучения студентов технологиям практической деятельности в рамках компетентного подхода. Не будем касаться стандарта третьего поколения, где предпринята попытка внедрения этого подхода, так как это тема отдельного разговора. Но обратим свое внимание на такой аспект: очень часто в адрес высшей школы можно слышать такой упрек, что выпускник вуза, обладая обширными знаниями законодательства, испытывает сложности по их применению на практике. Такие претензии связаны во многом с тем, что высшее юридическое образование ориентировано в основном на передачу готового знания о праве. Наработок же о технологии его применения крайне мало. Если они и встречаются, то в рамках дисциплин уголовно-правового цикла, например криминалистическая методика.

Таким образом, отсутствие апробированных, научно обоснованных технологий использования правовых возможностей делает невозможным их передачу новым поколениям юристов. Практически это означает следующее: выпускники юридических вузов приходят на практику, отягощенные только полученными знаниями, следовательно, от года до двух они учатся их применять в соответствии с той корпоративной культурой, которая сложилась в компании.

Если в юридической фирме описаны бизнес-процессы оказания юридической услуги, восприятие юридических технологий произойдет достаточно быстро. Если же они не описаны, молодой юрист будет вынужден постигать эти технологии методом проб и ошибок “с нуля”.

Другими словами, каждое поколение молодых специалистов вынуждено постигать те же технологии, что и их предшественники. Разумеется, в такой ситуации о совершенствовании технологий правовой работы говорить очень сложно. Кроме того, восприятие технологий фиксируется на интуитивном уровне, не подвергаясь критическому переосмыслению, что также препятствует их передаче новым поколениям юристов.

Все вышеизложенное представляет собой попытку осмысления круга методологических проблем, стоящих перед юридической наукой, как в части организации теоретических изысканий по проблематике правовой активности частных субъектов, так и по вопросам организации самой юридически значимой практической деятельности.

Горовенко В.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code