СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В ТАДЖИКИСТАНЕ

К основным правовым проблемам предпринимательства, с нашей точки зрения, могут быть отнесены те из них, решение которых может привести к усовершенствованию законодательного оформления предпринимательского права. Например, согласно литературным источникам, исследование проблем только по первому направлению – развитию свободы предпринимательства – позволит на основе реальной оценки текущего состояния определить имеющиеся правовые проблемы и для их решения предусмотреть изменения законодательства в области развития государственного предпринимательства, сокращения государственного регулирования предпринимательства и создания саморегулируемых организаций, уменьшения установленных государством запретов и ограничений для предпринимателей, передачи отдельных государственных функций предпринимателям, создания условий для снижения риска предпринимательской деятельности, уменьшения расходов предпринимателей, связанных с исполнением требований государства, и пр.

Предполагается, что подобная деятельность государства способна ввести в действие более эффективные правовые нормы, стимулирующие развитие предпринимательства и конкуренции (как одного из признаков свободы предпринимательства). Подобные правовые реформы проведены в некоторых постсоветских странах, которые имеют значительно лучшие рейтинги в отношении своей предпринимательской среды по оценке Всемирного банка (Грузия, Азербайджан, Армения, Казахстан и др.).

Вместе с тем, конечно, в настоящее время предпринимательская деятельность не может осуществляться в условиях абсолютно свободного рынка. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законами меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей, т.е. право на предпринимательскую деятельность не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере <1>. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой режим ее осуществления <2>.

——————————–

<1> Одним из первых это отметил Мартемьянов В.С. (См.: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 198).

<2> Ершова И.В. Предпринимательское право. М.: ИД “Юриспруденция”, 2006. С. 26 – 27.

 

Вместе с этим неполнота и некомплексность осуществляемых правовых реформ развития предпринимательства, сохранение значительного числа не всегда обоснованных ограничений для предпринимательства, широкое использование административных мер в отношении предпринимателей и другие правовые факторы не позволяют достичь серьезных реальных результатов в этой сфере деятельности.

Анализ показывает, что действующая в Таджикистане законодательная база предпринимательства была создана для начальных условий перехода от плановой экономики к рыночным отношениям. В то время было обоснованным желание государства максимально сохранить за собой все основные функции, передавая отдельные регулирующие функции государственным коммерческим структурам, в определенной степени ставя себя в противовес нарождающейся частной предпринимательской среде.

Законодательство РТ, регулирующее предпринимательскую деятельность, в последние годы находится в постоянном изменении и развитии в первую очередь малого и среднего бизнеса, как основного способа повышения самозанятости граждан, сокращения внешней трудовой миграции и снижения уровня бедности населения.

Каждое обновление национального законодательства в сфере предпринимательства должно быть нацелено на еще большее расширение степени свободы граждан на осуществление предпринимательской деятельности, все большее приведение действующих правовых норм в соответствие со сложившейся экономической ситуацией и целями экономической политики.

Такое направление экономической политики способно не только создать условия для развития предпринимательства, но и снизить социальную напряженность невостребованных потенциальных мигрантов, сохранить объемы внутреннего потребления и поступления внутренних налогов. Такая политика определяет необходимость внедрения правовых и организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности.

Признание Конституцией многообразия и юридического равенства форм собственности (ст. 12 Конституции) предусматривает обеспечение равным образом правовой защиты различных форм собственности, в том числе частной. Это означает, что не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной или частной собственности.

Принцип свободы предпринимательства неразрывно связан с территориальной целостностью государства (ст. 7 Конституции), принципом единого экономического пространства. Согласно этому принципу на территории Таджикистана не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Примерами таких ограничений, вводимых в отдельных регионах страны, являются запреты на вывоз хлопка-сырца для переработки в другие районы (в целях недопущения налоговых потерь местного бюджета).

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела. Так, ст. 22 Закона РТ “О государственной защите и поддержке предпринимательства” устанавливается: “Вмешательство во внутренние дела субъекта предпринимательской деятельности запрещается, кроме указанных в настоящем Законе и предусмотренных в законодательстве РТ случаев” <3>.

——————————–

<3> Аналогичная норма содержится в ст. 9 Закона РТ “О дехканском (фермерском) хозяйстве” (2009).

 

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

Закон РТ “О государственной защите и поддержке предпринимательства в Республике Таджикистан” <4> является рамочным и носит несколько противоречивый характер, поскольку вопросы государственной регистрации, прекращения и банкротства, банковского и антимонопольного регулирования, проверок, страхования, налогообложения и пр. реализуются в нем через иные законодательные акты. Так, в ст. 5 данного Закона определены полномочия центрального и местных исполнительных органов государственной власти по поддержке предпринимательства, однако в ст. ст. 22 – 23 Закона эти направления уже определены и регулируются.

——————————–

<4> Ахбори Маджлиси Оли РТ. 2002. N 4 (ч. 1). Ст. 293 (согласно имеющейся информации в настоящее время осуществляется разработка новой редакции этого Закона).

 

Достаточно часто используемой нормой этого Закона являются отличительные признаки субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства <5>. Поправками в данный Закон (от 25 марта 2011 г. N 701) введены новые направления государственной поддержки предпринимательства, в частности по укреплению профессионализма предпринимателей, т.е. необходимость ведения этого вида деятельности специально подготовленными людьми. В.С. Мартемьянов по этому вопросу отмечал, что “в новых условиях правового регулирования элементом, определяющим принадлежность правоотношений к хозяйственным, является профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) для рынка” <6>.

——————————–

<5> Указанные признаки используются в налоговом законодательстве, прежнем законе о моратории на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

<6> Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. М., 1994. Т. 1. С. 3.

 

Несмотря на предпринимаемые меры по расширению уровня свободы, доля государственного регулирования предпринимательства крайне велика. Например, как известно, в Таджикистане уже давно используется такой регулятор предпринимательства, как лицензирование <7>. Фактически лицензирующие органы не имеют возможности обеспечить контроль за осуществлением лицензируемых видов деятельности (ст. ст. 17 – 18 Закона), не несут ответственности за указанный в ст. 5 ущерб, т.е. эффективность такой формы государственного регулирования является крайне недостаточной.

——————————–

<7> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 5. Ст. 348.

 

Недавно в Таджикистане в дополнение к лицензиям законодательно установлена разрешительная система – совокупность процедур регулирования предпринимательской деятельности разрешительными органами, связанных с выдачей, переоформлением, приостановлением и возобновлением действия и аннулированием разрешительного документа, выдачей дубликатов разрешительного документа <8>. В результате в перечень контролирующих органов попадают не только лицензирующие органы, но и органы разрешительной системы, что при ограничении свободы предпринимательства не достигает целей, поставленных законодателем.

——————————–

<8> Статья 1 Закона РТ от 02.08.2011 N 751 “О разрешительной системе”.

 

В ст. 48 ГК устанавливает три формы принадлежности имущества юридическому лицу: на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления (имущество может принадлежать юридическому лицу по другим основаниям, например, на праве аренды или залога, срочного или бессрочного землепользования).

В условиях современного рыночного оборота наиболее предпочтительной правовой формой закрепления отношений принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности следует признать право собственности. Наряду с правом собственности в качестве правовых форм принадлежности имущества организациям установлены право хозяйственного ведения и право оперативного управления. Данные категории, содержание которых составляет особую разновидность вещных прав юридических лиц – несобственников по хозяйственному и иному использованию имущества собственника, аналогов которых нет в мировой практике.

Правовая проблема такого вещного права заключается в постепенной его трансформации в полное право собственности, перешедшее от государства: собственность, переданная в оперативное управление (государственные унитарные предприятия), – лицам, способным эффективно осуществлять предпринимательскую деятельность (с возможным отчислением государству ее полной стоимости); собственность, находящаяся в хозяйственном ведении (государственные учреждения здравоохранения, образования и пр.), – в собственность органов местного самоуправления или местных органов власти, чьи потребности удовлетворяются через ее посредство. Это предусматривает установление широких прав и одновременную высокую ответственность перед государством получателей государственного имущества.

Как и в других постсоветских странах, наделение субъектов предпринимательства в первые годы перехода к рыночным отношениям осуществлялось непосредственно самим государством посредством приватизации и разгосударствления государственной собственности. Правовое регулирование указанного процесса осуществлялось посредством специального закона <9> и множества подзаконных актов.

——————————–

<9> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1997. N 10. Ст. 160.

 

К настоящему времени основная часть прежней государственной собственности передана субъектам предпринимательства, однако цель государства – создать условия для формирования имущественной базы предпринимателей и обеспечить требования законодательства о сохранении прежнего производства – оправдалась не полностью.

К примеру, в России приватизация осуществлялась по следующей схеме: сначала предприятия приватизируются, а затем ввиду отсутствия инвесторов и, соответственно, инвестиций попадают в список неплатежеспособных <10>. Схема приватизации в Таджикистане была попроще, но завершилась практически с тем же результатом, – почти все имущество, переданное от государства предпринимателям посредством приватизации, было использовано самым примитивным образом: станки проданы как металлолом, здания разобраны и проданы для создания первоначального капитала на основе разрушения прежнего производства. Однако и этот накопившийся первоначальный капитал был использован в большей степени не для предпринимательства.

——————————–

<10> Предпринимательское право России: Учебник / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко и др. / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2009. С. 308.

 

Отсутствие требования об указании используемого имущества индивидуального предпринимателя при государственной регистрации делает эту деятельность менее прозрачной и способствует росту теневой экономики. В связи с изложенным возникает экономико-правовая проблема: каким образом использовать имущество сохранившихся крупных государственных предприятий (Таджикской железной дороги, компании “Барки Точик”), с тем чтобы в последующем деятельность этих предприятий была эффективной.

В имущественной сфере необходимо принятие законов о мониторинге, санации и государственной поддержке приватизированных предприятий, об управлении государственной собственностью (включая государственные пакеты акций приватизированных предприятий), о полном возмещении государством предпринимательской собственности, изъятой для государственных нужд, о расширении участия малого и среднего бизнеса в государственных закупках. Следует также больше использовать правовые средства для осуществления и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности (договора, формы ответственности).

Исмаилов Ш.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code