УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательство представляет собой огромный, центральный пласт экономической системы, а следовательно, является и основой социальной составляющей государства.

Несмотря на свободу экономической деятельности <1>, совершенно очевидно, что для полноценного развития общества необходимо ее регулирование со стороны органов власти.

——————————–

<1> Часть 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным референдумом 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.

 

Система правовых регуляторов экономической деятельности немыслима без активного участия органов государства и органов местного самоуправления <2>.

——————————–

<2> Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. М.: Норма, 1999. С. 267.

 

Как справедливо отмечает В.С. Белых <3>, место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

——————————–

<3> Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2008.

 

В настоящий момент в правовой системе России четко прослеживается возрастание роли местного самоуправления в регулировании тех или иных общественных отношений, в том числе и предпринимательской деятельности ст. ст. 14, 15, 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” <4> прямо относят к вопросам местного значения создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

——————————–

<4> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

Как отмечает ряд специалистов <5>, регулирование органами власти предпринимательской деятельности осуществляется по двум основным направлениям – регулирование деятельности организаций, создаваемых самими органами власти (унитарных предприятий), и, соответственно, иных предпринимателей.

——————————–

<5> Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. М.: Норма, 1999. С. 281.

 

Что касается деятельности первых, созданных органами государства и органами местного самоуправления, то она получила достаточно подробное регулирование, в частности, соответствующим законодательным актом – Федеральным законом “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” <6>.

——————————–

<6> Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” // СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

Одновременно с этим вопрос правового регулирования муниципальными органами власти деятельности иных предпринимателей до настоящего момента не получил четкого законодательного закрепления.

Ряд положений, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления по регулированию предпринимательской деятельности, отражены в Федеральном законе “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” <7>.

——————————–

<7> Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 4269.

 

19 декабря 2008 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, одобренный Советом Федерации 22 декабря 2008 г. и подписанный Президентом России Д.А. Медведевым 26 декабря 2008 г. Основные положения Закона вступили в силу 1 мая 2009 г.

Данный законодательный акт пришел на смену Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Таким образом, новый законодательный акт уже в самом названии подчеркнул существенное значение органов местного самоуправления в регулировании предпринимательской деятельности.

Статья первая названного Закона определяет сферу его применения. Пунктом первым статьи первой изменен предмет регулирования законодательного акта по сравнению с действовавшим ранее. Так, в настоящее время предметом регулирования выступают отношения по организации и осуществлению контроля и только второстепенное место отведено защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий по контролю (надзору). Данное положение представляется несколько некорректным с учетом названия самого Федерального закона – исходя из приведенного предмета регулирования законодательный акт должен был называться “Об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля” и подчеркивает отношение самого законодателя к данной сфере общественных отношений.

При этом под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Таким образом, муниципальный контроль характеризуется следующими признаками:

– осуществляется строго на территории соответствующего муниципального образования;

– осуществляется строго определенными органами местного самоуправления;

– осуществляется только в отношении видов контроля, законодательно отнесенных к вопросам местного значения;

– порядок его проведения должен быть регламентирован муниципальными правовыми актами.

Говоря об органах местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, а также их полномочиях, функциях, организационной структуре, порядке определения их деятельности, следует отметить, что их определение осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, законодательством относятся:

– организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

– организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;

– разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности;

– организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

– осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.

То есть определенный законодателем перечень не является исчерпывающим и может быть изменен на региональном уровне.

Приведенные положения носят отсылочный характер и указывают на необходимость подробной регламентации данных отношений муниципальными правовыми актами. Вместе с тем, если обратиться к анализу деятельности органов местного самоуправления и принимаемых ими нормативных актов, допустим, на примере муниципалитетов внутригородских муниципальных образований в городе Москве, то становится очевидным их практически полное отстранение от участия в регулировании и контроле за соблюдением правовых норм в сфере предпринимательства <8>.

——————————–

<8> См. информацию официального сайта Совета муниципальных образований города Москвы. URL: http://www.amom. ru.

 

Данное положение не представляется отвечающим современным потребностям общества, а также развитию экономически стабильного государства. В этой связи видится необходимым прежде всего разработать систему мер по контролю за осуществлением органами местного самоуправления содействия развитию предпринимательства, разработки на местном уровне программ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.

Лосевский В.В.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code