ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС: ВОЗМОЖНО ЛИ ЭФФЕКТИВНОЕ ПАРТНЕРСТВО? (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ В РФ)

Итоги начатых в России в 1990-е годы рыночных реформ, как известно, оцениваются по-разному. Либерально настроенные ученые говорят об успешных результатах проводимого курса и настаивают на дальнейшем углублении реформ, требуя полного и окончательного ухода государства из рыночного хозяйства . Левоориентированные эксперты подчеркивают неэффективность такого курса, обращая внимание на разрушение промышленности, переход страны на сырьевые рельсы догоняющего развития, выделяют сильную социальную поляризацию общества как одну из опасных тенденций будущего развития нашей страны. Сторонники этой точки зрения считают, что необходимо вернуть государство в экономику и, более того, даже начать “обратный отсчет”, предполагающий радикальные меры вплоть до национализации. Эти споры рыночников и государственников особенно усилились в ходе начавшегося в 2009 г. мирового финансово-экономического кризиса. Должно ли государство вообще уйти из экономики или, напротив, должно в новых кризисных условиях усилить свои позиции в экономической сфере общественной жизни?
——————————–
См. подробнее: Гайдар Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры / Отв. ред. С.С. Шаталин. М.: Наука, 1990; Гайдар Е.Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. М.: Дело, 2005; Гайдар Е.Т., Чубайс А.Б. Экономические записки. М.: Российская политическая энциклопедия, 2008; Гайдар Е.Т. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб.: Норма, 2009; Гайдар Е.Т., Чубайс А.Б. Развилки новейшей истории России. СПб.: Норма, 2011.
См., например: Дугин А.Г. Геополитика. М.: Академический проект, 2011; Он же. Этносоциология. М.: Академический проект, 2011; Он же. Социология геополитических процессов. М., 2011; Кобяков А.Б., Хазин М.Л. Закат империи доллара и конец “Pax Americana”. М.: Вече, 2003; Хазин М.Л. Тупик “догоняющего” развития” и “Возвращение “Красного проекта” // Крепость Россия: прощание с либерализмом: Сборник статей. М.: Яуза; Эксмо, 2005; Зюганов Г.А. Глобализация и судьба человечества. М.: Молодая гвардия, 2002; и др.

Такая идеологическая конфронтация может со временем привести к открытой политической конфронтации в обществе, что, в свою очередь, чревато революционными потрясениями. Чтобы избежать реализации такого сценария, необходимо найти хотя бы некоторые точки согласия между этими идеологическими оппонентами: государству и бизнесу стоит пойти на сотрудничество в целях выживания в трудных условиях меняющейся мировой парадигмы экономического развития . Российская ситуация далеко не исключительная. Еще во второй половине 1990-х гг. раздавалось немало голосов и в Западной Европе, и в США, призывавших усилить регулирование международных финансов, изменить корпоративную этику, внимательнее присмотреться к опыту “экономики соучастия” (стейкхолдерству) и не относиться к “экономике акционеров” как к священной корове. Говорили об этом и “новые лейбористы” в Великобритании, и социалисты во Франции, и известные американские экономисты, в том числе лауреат Нобелевской премии по экономике (2008 г.) Пол Крюгмен . Но все напрасно: рыночные фундаменталисты шли напролом, тем более что с ними сомкнули ряды американские неоконсерваторы. Итогом стал мировой финансовый кризис 2009 г.
——————————–
См. подробнее о теории конвергенции: URL: http://www.politicbook.ru/konvergencii-teoriya.
Одно из теоретических направлений в менеджменте, объясняющее стратегию развития фирмы с точки зрения учета интересов так называемых стейкхолдеров (заинтересованных сторон). Теория стейкхолдерства утверждает, что для эффективного менеджмента следует принимать во внимание разнообразные интересы различных заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Их можно рассматривать как единое противоречивое целое, равнодействующая интересов которого будет определять траекторию развития организации. Такое целое называется “коалицией влияния” или “коалицией участников бизнеса” организации. См. подробнее: Freeman R. Edward. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman, 1984; Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. М., 2002; Солодухин К.С. Проблемы применения теории заинтересованных сторон в стратегическом управлении организацией // Проблемы современной экономики. 2007. N 4 (24).
См. его работы: Великая ложь. М.: АСТ; СПб.: Мидгард, 2004; Кредо либерала. М.: Европа, 2009; Возвращение Великой депрессии? М.: Эксмо, 2009.

В ходе этого кризиса высшее руководство многих стран активизировало работы, направленные на создание либо модернизацию механизмов, способствующих поддержанию стабильности национальных банковских систем и обеспечению эффективной защиты интересов клиентов банков, которые начали испытывать трудности или разоряться. За последние 10 лет в научной среде и международных финансовых организациях произошло заметное переосмысление отношения к страхованию вкладов, роли и месту соответствующих систем. Если раньше это было скорее нейтрально-настороженное отношение, то сейчас на международном уровне со всей очевидностью доказана важность и действенность этого инструмента государственной политики .
——————————–
Так, например, 22 июня 2007 г. в Брюсселе (Бельгия) состоялось учредительное собрание Европейского форума страховщиков депозитов (ЕФСД). Учредителями ЕФСД стали 44 организации – страховщика депозитов из 32 стран – членов Совета Европы, в том числе Агентство по страхованию вкладов (Россия).

В настоящее время система страхования вкладов (далее – ССВ) действует в 106 странах. В июле 2008 г. Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов была сформирована рабочая группа, результатом деятельности которой стало принятие этими двумя организациями в июне 2009 г. совместного документа – “Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов”. Мировой банковский бизнес начал разворачиваться к гражданам.
В этой ситуации тем более достойно выглядит Россия. В современной российской действительности нечасто можно найти эффективно действующие политические и экономико-правовые институты. Очень эффективным примером сотрудничества государства и бизнеса в России может являться система страхования вкладов, в которой напрямую соприкасаются интересы бизнеса (в лице банков) и интересы государства (как защитника вкладчиков – физических лиц). И хотя Россия одной из последних из стран постсоветского пространства создала ССВ , российский опыт можно рассматривать как успешно реализованный механизм партнерства государства и бизнеса в лице банковского сектора.
——————————–
На Украине ССВ создана в 1998 г., в Казахстане – в 1999 г., в Беларуси с 1 января 2009 г. гарантируется возврат 100% вкладов (независимо от валюты вклада) в любом банке на сумму, эквивалентную до 5000 евро включительно. ССВ действуют также в Армении и Азербайджане.

У российской ССВ сложная судьба. Закон о страховании депозитов начал готовиться еще с 1993 г., но он дважды получал вето Президента Б.Н. Ельцина. Основными характеристиками банковской системы России к концу 1990-х гг. являлось низкое доверие населения к банковским институтам, что было обусловлено обесценением банковских вкладов в начале 1990-х гг., банкротством ряда молодых коммерческих банков, финансовыми аферами, происходившими в период рыночных реформ. Еще более усугубил ситуацию финансово-экономический кризис 1998 г., который способствовал увеличению так называемых “матрасных” накоплений населения.
Данная ситуация подтолкнула руководство России к принятию специальных мер по защите прав и интересов массового вкладчика. Пришло понимание того, что ССВ выгодна и отдельному гражданину, и экономике в целом, так как уверенность в надежном и доходном хранении своих сбережений неизбежно ведет к притоку инвестиций в экономику и в конечном счете к упрочению социальной и экономической стабильности в масштабах всей страны. Лишь в 2002 г. Президент В.В. Путин поручил Правительству РФ разработать концепцию ССВ, и в 2003 г. ФЗ N 177 “О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации” вступил в силу. В 2004 г. в соответствии с этим Законом создается Агентство по страхованию вкладов (далее – АСВ) в форме государственной корпорации .
——————————–
Государственная корпорация – организационно-правовая форма, впервые возникшая в РФ в 1999 г. и подвергнутая большим изменениям в 2007 г.

На сегодняшний день в РФ действует 7 госкорпораций . Специфическими чертами этой организационно-правовой формы являются: некоммерческий характер; преследование социальных, управленческих или иных общественно полезных целей; имущество, переданное им Российской Федерацией, становится их собственностью и выводится из-под надзора Счетной палаты РФ; их создание возможно только на основании федерального закона; выведение их из-под контроля ряда государственных органов .
——————————–
В 2007 г. появились “Внешэкономбанк”, “Роснано”, “Росатом”, “Фонд содействия реформированию ЖКХ”, “Олимпстрой”, “Ростехнологии”.
Например, госорганы без согласия госкорпорации не могут проводить проверки соответствия расходования денежных средств и использования имущества целям, предусмотренным их учредительными документами. На госкорпорации не распространяются положения Федеральных законов N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” и N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Такой специфический характер правового статуса госкорпораций вызывает у экспертов много нареканий, в частности, очень часто говорят о правовой лакуне их статуса и деятельности, что влечет финансовую закрытость и возможность злоупотреблений. Так, в 2008 г. тогда председатель Комитета по промышленной политике Совета Федерации В.Г. Завадников указал, что появление такой организационно-правовой формы “воспринимается специалистами по гражданскому праву как “размывание” системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права” . Противники госкорпораций считают, что вместо отделения государства от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Результатом, по их мнению, является архаизация российского государства. Поэтому в 2009 г. Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил упразднить госкорпорации, преобразовав их в иные формы юридических лиц. В результате в ноябре 2009 г. Президент России Медведев Д.А. в Послании Федеральному собранию заявил, что считает форму госкорпораций в современных условиях бесперспективной. Им было предложено преобразование госкорпораций в акционерные общества, контролируемые государством .
——————————–
Интервью В.Г. Завадникова. URL: http://www.gradient-alpha. ru/press/publication/1034/.
Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. URL: http://президент. рф/transcripts/5979.

Однако по сравнению с другими российскими госкорпорациями АСВ показывает эффективность реализации особого правового статуса. Так, законодательно закреплены следующие инструменты госконтроля за ее деятельностью: через механизм участия представителей государства в высшем органе управления Агентства – Совете директоров; через органы государственного финансового контроля; путем регулярной отчетности перед Правительством Российской Федерации и Банком России, а также обеспечения информационной прозрачности перед обществом.
Преследуя публичные цели (реализация государственной политики по защите прав и законных интересов вкладчиков банков, укрепление доверия к банковской системе и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему), АСВ, будучи государственной корпорацией, наделена особыми полномочиями комплексной защиты прав кредиторов проблемных банков: страхованием вкладов, ликвидацией несостоятельных банков, санацией социально и экономически значимых банков. Выполняя данные публичные функции, АСВ использует частноправовые методы: основным источником формирования фонда страхования вкладов являются ежеквартальные взносы банков (0,1% от суммы вкладов), дополнительным источником являются доходы от инвестирования временно свободных средств фонда . По итогам 2011 г. банки-участники пополнили фонд почти на 4,5 млрд. руб. По состоянию на 1 января 2012 г. в ССВ было зарегистрировано 896 банков, в том числе 90 банков, находящихся в процессе конкурсного производства (ликвидации), и 10 действующих банков, формально остающихся в ССВ, но утративших право привлечения средств физических лиц. С 2005 по 2012 г. 100 банков были исключены из системы. В 2011 г. учтены 17 страховых случаев, за первые пять месяцев 2012 г. – 11 .
——————————–
См. подробнее о правовом регулировании этого вида деятельности АСВ “Положение об инвестиционном комитете Государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” // Утверждено решением Правления Государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” от 8 февраля 2007 г. URL: http://www.asv.org.ru/legislation/search.
Страховым случаем является одно из следующих обстоятельств: отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций или введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

В 2011 г. АСВ приступило к реализации стратегии своего развития на период до 2015 г., одобренной Советом директоров Агентства. Стратегия нацелена на то, чтобы Агентство стало высокоэффективной организацией, соответствующей мировым стандартам защиты банковских депозитов, являющейся ответственным и авторитетным участником системы поддержания финансовой стабильности в России. Так с целью повышения удобства услуг Агентства для вкладчиков средний срок начала страховых выплат сократился до 11,5 суток с даты наступления страхового случая. Начата разработка процедур приема конкурсных требований вкладчиков через банки-агенты, позволяющая сократить время и число обращений вкладчиков в Агентство. Для расширения набора инструментов по выплате страхового возмещения Агентство приступило к проработке механизмов выплаты страховки через социальную карту. Подготовлены законопроектные предложения по совершенствованию ликвидационных процедур в части преемственности процедур принудительной ликвидации и процедур банкротства, передачи активов и обязательств, а также особенностей банкротства кредитных организаций – профессиональных участников рынка ценных бумаг. Продолжена подготовка проекта федерального закона о внесении изменений в законодательные акты с целью усиления ответственности за совершение неправомерных действий в преддверии банкротства кредитных и иных финансовых организаций. Начат реинжиниринг бизнес-процессов ликвидации банков, ведутся работы по аудиту этих бизнес-процессов. Проведена проверка обстоятельств банкротства 29 банков. В правоохранительные органы направлено 32 заявления о преступлениях, выявленных в кредитных организациях в ходе ликвидационных процедур. Для стимулирования рыночной дисциплины внедрено в практику размещение на сайте Агентства информации о привлечении к гражданско-правовой и уголовной ответственности должностных лиц кредитных организаций, признанных несостоятельными (банкротами) . В результате урегулированности этой сферы общественных отношений деятельностью АСВ прирост вкладов граждан в российских банках по итогам 2011 г. составил почти 21%, а общий объем вкладов в России составил около 12 трлн. руб. . Это высокие показатели по сравнению с другими странами, свидетельствующие о тенденциях устойчивости банковского сектора. АСВ, таким образом, обеспечивает эффективную защиту прав и законных интересов вкладчиков и иных кредиторов проблемных и несостоятельных российских банков, стимулирует кредитные организации к ответственному ведению бизнеса, содействует поддержанию стабильности банковской системы РФ.
——————————–
Отчет Государственной корпорации “Агентство по страхованию вкладов” за 2011 г. URL: http://www.asv. org.ru/agency/annual/2011/.
См.: Интервью генерального директора АСВ А. Турбанова // URL: http://www.asv.org. ru/agency/appearance/show/. Средний размер вклада (без мелких и неактивных счетов) оценивается в 129,8 тыс. руб., а доля общего числа вкладов, полностью покрываемых страховкой в 700 тыс. руб., составляет 99,6%.

М.Г. АБРАМОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code