РОССИЯ КАК ЧЛЕН ВТО: ЗА И ПРОТИВ

ВТО как международный механизм регулирования мировой торговли. Доминирующие позиции в этой организации занимают экономически развитые страны, которые лоббируют интересы своих ТНК. Вступление России в эту организацию имеет положительные и отрицательные стороны для отечественной экономики и населения.

1. Кому и почему необходима ВТО: исторический экскурс.

2. Требования и условия членства в ВТО.

3. Кому выгодно членство России в ВТО?

 

1. Кому и почему необходима ВТО: исторический экскурс

 

ВТО – это формирование единого товарно-рыночного пространства, в рамках которого снимаются все таможенно-государственные барьеры, действуют единые унифицированные правила торговли, формируется унифицированное правовое поле и функционирует собственная арбитражно-судебная система. Такая система стала формироваться с появлением на экономической сцене корпоративного капитала в начале XX века, который устремился осваивать и захватывать национальные рынки других стран, поскольку его финансово-экономические мощности многократно превосходили потребности внутреннего национального рынка. Лидерами в этом процессе выступили корпорации США, за ними последовали корпорации других ЭРС и сегодня к ним присоединились корпорации НИС.

Мировой экономический кризис катализировал процесс создания международного механизма регулирования мировой торговли, который был прерван ВМВ и возобновился по ее окончании. США, инициировав создание МТО, тем не менее заблокировали процесс, ссылаясь на недостаточную защиту инвестиционного поля американского бизнеса и прежде всего своих ТНК.

Вместо МТО в 1947 г. 23 ЭРС заключили Генеральное соглашение по тарифам и торговле – ГАТТ (General agreement on tariffs and trade – GATT), которое, не являясь de jure международной организацией, de facto взяло на себя функции таковой.

До создания ВТО в 1995 г. в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее рамок. Сегодня членами ВТО являются 153 государства. Деятельность ВТО основана на многочисленных международных торговых соглашениях, из которых базовыми являются Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), Соглашение по инвестициям (TRIMS).

Членство в ВТО не гарантирует равенства всех членов. Наибольшие выгоды получают сильные экономики. Хотя формально все равны. Как гласит китайская пословица, дверь не может быть открыта одновременно в обе стороны, она может быть открыта в одну или в другую сторону. И эта дверь открыта для корпораций ЭРС, для компаний развивающихся стран остается узкая щель.

Наиболее ярко эта дифференциация проявляется при введении в анализ технологических укладов (ТУ), которые определяют качество потребительского рынка и экспортно-импортную структуру страны. Основу ТУ составляют инновационные отрасли перерабатывающей промышленности, выпускающие конечную производственную и потребительскую продукцию. Выделяют 5 существующих укладов и 1 зарождающийся (6-й уклад), который должен сменить существующий с развитием науки и техники.

 

Доля уклада в формировании ВВП (в воспроизводственных процессах национальной экономики)

 Уклад       Период   США     Россия
 ТУ-3  1880 – 1940 гг.  около 30%
 ТУ-4  1930 – 1990 гг.   20%  свыше 40%
 ТУ-5  1985 – 2035 гг.   60%  примерно 10%
 ТУ-6  2030 – 2090 гг.   5%

 

С позиций ВТО и мирового рынка ТУ блокирует реализацию готовой продукции из стран с доминированием ТУ-3 и ТУ-4 в национальных экономиках на внутренних рынках стран и в экономиках, в которых доминирует ТУ-5 и ТУ-6 из-за низкой конкурентоспособности этой продукции по причине несоответствия технико-технологическим и качественно-экологическим стандартам.

В России изолированные островки ТУ-6 были созданы в прошедшее десятилетие.

В 2010 г. мировой рынок наукоемкой продукции оценивался в 3,5 трлн. долл., из них 1,2 трлн. долл. приходилось на информационные технологии. На долю мировых лидеров приходится 92% мирового объема наукоемкой продукции (2010 г.).

 

Удельный вес страны в мировом объеме наукоемкой продукции, 2010 г.

 

┌─────────────────────┬────────────────────────┐

│        Страна       │            %           │

├─────────────────────┼────────────────────────┤

│         США         │           39           │

├─────────────────────┼────────────────────────┤

│        Япония       │           30           │

├─────────────────────┼────────────────────────┤

│       Германия      │           16           │

├─────────────────────┼────────────────────────┤

│        Китая        │           6            │

├─────────────────────┼────────────────────────┤

│        Россия       │           0,5          │

├─────────────────────┼────────────────────────┤

│    Другие страны    │           8,5          │

└─────────────────────┴────────────────────────┘

 

Для входа в элитарный клуб ЭРС доля России на рынке наукоемкой продукции должна составлять 8 – 12% (250 – 360 млрд. долл. в год).

России не на что опираться для обеспечения равноправных торговых отношений.

В нашей стране перерабатывающая промышленность чахлая, ее продукция может найти сбыт исключительно на рынках среднеразвитых развивающихся стран. Внутренний рынок нашей страны монополизирован импортом, который надо оплачивать валютой. Ее источником служат доходы от экспорта минерально-сырьевых ресурсов. Следовательно, по отношению к ЭРС Россия сохраняет позицию сырьевого поставщика и потребителя готовой продукции зарубежных развитых технико-экономических комплексов.

России остается имитировать достижения мировых лидеров и пользоваться достигнутыми ими результатами, отдавая взамен свои природные ресурсы и дешевый труд. Этот обмен носит неэквивалентный характер. Вне ВТО у России остается выбор, в ВТО этого выбора нет. Используя механизм ВТО, ЭРС реализуют свое технологическое превосходство, навязывая России удобные и выгодные им правила международного экономического сотрудничества и присваивая интеллектуальную ренту в глобальном масштабе.

Страны-члены должны соблюдать все обязательства ВТО, включая транспарентность торговой политики и законодательства, национальный режим (равные права на внутреннем рынке иностранным компаниям и импортным товарам с отечественными), режим наибольшего благоприятствования (равные права для третьих партнеров), а также либерализация внешней торговли (отмена таможенных тарифов и квот)) и никакого протекционизма. Эти обязательства не обременительны сегодня для ЭРС, но чреваты серьезными последствиями для развивающихся стран.

ЭРС добились социально-экономического процветания благодаря политике протекционизма, которая сегодня мешает их экспансии и они требуют ее отмены во всех форматах. Однако МЭК 2007 г. перечеркнул весь либерализм ЭРС: были введены таможенные ограничения и проведена национализация.

В условиях экономической поляризации мира странам, не вошедшим в мировую экономическую элиту, обеспечить развитие национального предпринимательства и восстановление и развитие слабой национальной экономики без проведения в той или иной форме протекционизма невозможно.

В то же время без либерализации развитие мировой торговли затормозится, что негативно скажется на всем мировом сообществе. Либерализация мировой торговли прежде всего выгодна ЭРС, но также и развивающимся странам. Членство в ВТО повышает приток иностранных инвестиций в развивающиеся страны, а возникающие проблемы можно решать и они решаются на компромиссной основе.

Негативом внешнеторговой политики ЭРС вообще и как членов ВТО остаются двойные подходы. Требуя от других стран жесткого соблюдения правил и норм ВТО, они нередко нарушают их. Согласно нормам американского законодательства, все нормы ВТО, которые противоречат внутренним законам США, не подлежат исполнению на территории США. По отношению к России США не отменили до сих пор поправку Джексона-Вэника от 1974 г. к Закону о торговле (хотя она отменена к другим странам на постсоциалистическом пространстве).

Видимо, мировая экономическая элита стремится поставить под контроль развитие российской экономики и индустриализацию экономик развивающихся стран через механизм ВТО. Создание современной перерабатывающей промышленности в этих странах увеличит спрос на сырьевые ресурсы внутри этих стран, и тогда ЭРС столкнутся с проблемой сырьевых рынков и рынков сбыта своей продукции. Следовательно, такая индустриализация им невыгодна, и они тормозят ее, в том числе используя ВТО.

 

2. Требования и условия членства в ВТО

Членство в ВТО обременено рядом обязательств и в определенной мере ущемляет суверенитет государства в формировании внутренней и внешней экономической политики. Право ВТО стоит над национальным законодательством государства и канализирует путь развития экономики страны. Члены ВТО обязаны либерализовать, приватизировать, дерегулировать (открывать для доступа ТНК) сферы своей экономики. Государство, будучи членом ВТО, не может изменить свою политику даже с целью укрепления национальных интересов, поддержания отечественных предпринимателей, решения продовольственной проблемы. Отказаться от обязательств перед ВТО по либерализации или изменить условия возможно только через три года после вступления в силу этих договоров и после выплаты компенсаций торговым партнерам, понесшим убытки. При национализации приватизированной собственности государство столкнется с судебным процессом в ВТО и штрафными санкциями.

Членство в ВТО урезает суверенные права государства, запрещая 1) вводить количественные и качественные ограничения (квоты, эмбарго, запрет, контингентирование и введение минимальной цены за экспорт и импорт) для доступа на свои рынки иностранных компаний; 2) ограничивать экспорт своих ресурсов, поскольку это нарушает правила свободной торговли; 3) блокировать импорт товара по экологическим параметрам; 4) регулировать размер прибыли, который иностранный предприниматель должен инвестировать в принимающей стране, и размер прибыли, которую может вывезти. То же самое касается и произведенной продукции (что затрагивает платежный и торговый балансы); 5) обязывать иностранного предпринимателя использовать в производстве продукцию, произведенную в принимающей стране; 6) обязывать иностранного предпринимателя принимать на работу население принимающей страны; 7) предоставлять уступки одному члену ВТО без распространения их на всех участников ВТО; 8) лишать частные организации прав, которыми наделены государственные, т.е. частные организации могут потребовать от государства таких же привилегий под предлогом нарушения конкуренции и нарушения их прав как инвесторов; 9) отдавать предпочтение отечественным инвесторам в ущерб иностранным. Этот принцип ВТО “равных прав национальных и иностранных инвесторов” делает незаконной поддержку отечественной промышленности, так как иностранные и национальные инвесторы “должны обладать равными правами”.

Египетский экономист Самир Амин считает, что ВТО закрепляет и легализирует сравнительные преимущества ТНК, их монополизацию национальных и мирового рынков, посредством введения унифицированных правил регулирования этих рынков.

Механизмом ВТО создано просторное глобальное торгово-экономическое пространство для деятельности ТНК ЭРС. На уровне права интересы ТНК стоят выше интересов национальных экономик членов ВТО. Например, ЕС через ВТО потребовал от Таиланда отменить закон, запрещающий деятельность в Таиланде банков, расположенных в офшорных зонах. Во время переговоров о создании ВТО США и ЕС предложили наделить ТНК правами самостоятельно подавать жалобы в суд ВТО, минуя государство, и принять многостороннее соглашение по инвестициям, что предусматривало добровольный отказ государств от какой-либо формы контроля за деятельностью ТНК.

 

3. Кому выгодно членство России в ВТО?

Объективный расчет экономических последствий членства в ВТО не сделан еще ни одной страной. Можно только определить возможности такого участия.

По мнению сторонников ВТО, эта международная организация выступает главным регулятором системы международных торгово-экономических отношений, ее нормы и правила представляют фактически международный торговый закон, который регулирует примерно 90% мировой торговли 153 стран из 220 стран мира, быть аутсайдером значит быть в изоляции к мировому сообществу, поэтому вступление в ВТО – это объективно необходимый шаг.

ВТО-овцы утверждают, что вступление в ВТО позволяет: получить выход в унифицированное правовое пространство; участвовать в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов и влиять на развитие механизма международных экономических связей; обеспечить условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции; получить лучшие условия доступа российской продукции на иностранные рынки; получить доступ к международному механизму разрешения торговых споров; получить международно-правовую защиту в других государствах; получить защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных мер; получить режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для экспортируемых и импортируемых товаров; привести законодательную систему в соответствие с нормами ВТО и создать благоприятные условия для иностранных инвестиций; повысить рейтинг и улучшить имидж России в мире как полноправного участника международной торговли. Вступление в ВТО открывает путь в Организацию экономического сотрудничества и развития, отменяет действие поправки Джексона-Вэника, открывая доступ на рынки США.

Членство в ВТО едва ли повысит российский рейтинг вовлеченности страны в международную торговлю. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), Россия занимает 112-е место в рейтинге вовлеченности страны в международную торговлю из 132 стран. ЭРС вошли в первую двадцатку.

Согласно статье в журнале “Эксперт” (ноябрь 2006 г.), максимально возможная выгода отечественного бизнеса от членства в ВТО равна 23 млрд. долл. в год, но при этом российский бизнес уступит часть своего рынка стоимостью примерно в 90 млрд. долл. в год.

В ходе переговоров были оговорены условия вступления России в ВТО, согласно которым: 1) в течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена; 2) по разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; 3) в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1% до 8,2%; 4) таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви); 5) пошлины на компьютеры и элементную базу отменяются; 6) пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование снижаются; 7) государственная помощь сельскому хозяйству удваивается с 4,5 млрд. до 9 млрд. долл. в год.

Контрдоводы: 1) членство в ВТО ограничивает возможности государства регулировать экономические процессы, оказывать поддержку отечественному предпринимательству и защищать внутренний рынок от иностранной конкуренции; 2) не увеличит объем и не изменит структуру российского экспорта; 3) кроме продукции горнодобывающих отраслей Россия ничего не может предложить на экспорт из-за слабости перерабатывающей промышленности, которая может не выдержать конкуренции со стороны импорта; 4) устаревшее изношенное производство не позволяет повышать производительность труда и наращивать экспорт; 5) создать конкурентоспособную перерабатывающую промышленность за семь отведенных лет едва ли удастся при нынешней макроэкономической политике; 6) за двадцать лет разговоров о необходимости переориентации экономики мы не сумели слезть с нефтегазовой иглы, не сумели не просто ограничить, но даже снизить темпы роста коррупции, а значит, слишком проблематично создать конкурентоспособную перерабатывающую промышленность за такой короткий срок.

ВТО-овцы утверждают, что снижение торговых барьеров реализуется в снижении цен на импортные товары и, соответственно, в снижении стоимости жизни. Но это нереально: во-первых, инфляция съест возможность снижения цен и, во-вторых, у российского бизнеса нет практики снижения цен. Даже во время кризиса цены не снижались.

Членство России в ВТО выгодно прежде всего российским экспортерам топливно-энергетических ресурсов (но это временная выгода) и странам-импортерам этих природных богатств российского народа. Неслучайно Всемирный банк (ВБ) заговорил о возможных выгодах, получаемых Россией от членства в ВТО. По данным ВБ, вступление России в ВТО позволит ежегодно в течение первых трех лет увеличивать ВВП страны на 3,3%, или на 49 млрд. долл., а через 10 лет – на 11%, что эквивалентно 162 млрд. долл. Прогнозы ВБ следует рассматривать как приманку, и не более.

Чтобы занять достойное место в мировом рыночном пространстве в рамках ВТО или вне этой организации, требуется: 1) поменять векторы государственной макроэкономической национальной политики; 2) пересмотреть/изменить механизм государственного регулирования национального хозяйства. Последнее требует новых людей, не связанных обязательствами с действующими экономическими группами и свободных от постороннего воздействия.

Положительная сторона вступления в ВТО – еще одна демонстрация хорошо известных проблемных мест российской экономики и требование разработки иной матрицы экономического развития.

Петров А.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code