ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТРАНЕ

Историческое развитие уголовного законодательства в большинстве своем сводится к гуманизации уголовно-правовых норм: отказ от квалифицированных видов смертной казни и в целом последовательное запрещение как на уровне международного, так и внутреннего законодательства смертной казни, значительная замена лишения свободы альтернативными видами наказания.

Например, во Франции во второй половине XX в. была пересмотрена значительная часть Уголовного кодекса, что привело к декриминализации ряда преступлений и применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений. В Германии получили широкое распространение примирительные процедуры, а также возможность компенсации причиненного преступлением вреда на различных стадиях уголовного процесса. В результате прокуратурой разрешается приблизительно 50% уголовных дел. В уголовном праве США стал широко применяться штраф в качестве альтернативной санкции за экономические преступления, причем предусматривалась уплата крупных сумм.

В отличие от европейского законодательства нормы об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности в уголовном праве Российской империи появились значительно позже, что было обусловлено спецификой экономических отношений и характера самодержавия в России. Однако после появления этих норм в российском праве они постоянно и поступательно совершенствовались.

Такие преступления, как мошенничество, подделка платежных документов, неправомерное банкротство, карались очень строго – каторгой, ссылкой в Сибирь или даже наказанием плетьми. Другие деяния, не представляющие серьезной общественной опасности, наказывались штрафом. Не только фактически, но и формально такое денежное взыскание относилось не к уголовным наказаниям, а к наказаниям исправительным. Это наказание по степени своей тяжести было лишено уголовно-правового характера и по своему содержанию приравнивалось к административно-правовым мерам воздействия.

Первые советские уголовные законы – Уголовные кодексы 1922 г. и 1926 г. – строились на совершенно новой системе, смысл которой сводился к одному – это ужесточение уголовно-правовой борьбы с любыми формами предпринимательства и другими проявлениями частной собственности, в то время называвшимися спекуляцией.

УК РСФСР 1960 г. сохранил принципы уголовно-правовой политики в области хозяйственных преступлений по ужесточению борьбы с любой частной инициативой и предпринимательством в сфере экономики. В действующем Уголовном кодексе репрессивность сохранилась, в особенности по отношению к деяниям экономической направленности.

При этом, с учетом необходимости развития предпринимательской активности граждан, а также привлечения инвестиций в экономику страны, необходимо кардинально изменить существующий бизнес-климат. Без этого рассчитывать на успешную модернизацию экономической отрасли не представляется возможным. Бизнес не может существовать и развиваться без государственных гарантий безопасности и обеспечения защиты прав самих предпринимателей.

Предпринимателей можно отнести к группе особого риска, поскольку они являются объектом повышенного внимания как для рейдеров, криминала, так и для недобросовестных работников правоохранительных органов. Хотя по своей сути статьи экономической направленности не представляют большой угрозы для общества. Наказание должно быть адекватным, соразмерным содеянному.

В результате проведенного журналом “Эксперт” опроса выявлено, что практически каждый пятый предприниматель готов уехать за границу, а каждый второй не исключает этого в будущем. Логика предпринимателя проста – психологический “фактор страха”: за свой бизнес, заработанные деньги и в итоге за свою личную безопасность, безопасность своей семьи.

За последние 10 лет всего осуждено около 3 млн. предпринимателей, т.е. 40% общего количества субъектов предпринимательской деятельности. По статистике, только 2,7% россиян задумываются об открытии собственного бизнеса. Количество индивидуальных предпринимателей, которые прекратили свою деятельность, в 2010 г. впервые за много лет превысило число зарегистрированных лиц этой категории (112% ликвидировавших деятельность к общему количеству зарегистрированных – 4611442 и 4112314 соответственно). Также в 2010 г. количество прекративших деятельность коммерческих организаций составило 45,3% от общего числа зарегистрированных.

В целях снижения такой репрессивности в 2009 г. Президентом страны была задана политика гуманизации уголовного законодательства, в частности, в экономической сфере. И была проделана большая работа в этой области. Знаковым здесь можно отметить установление запрета заключать под стражу предпринимателей до суда по 29 “экономическим” составам путем внесения изменений в статью 108 “Заключение под стражу” Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Главной задачей было ослабить давление на бизнес, убрать возможность изолировать предпринимателя от общества еще на стадии предварительного расследования. Число осужденных к лишению свободы в 2010 году уменьшилось почти на 10% – с 303245 до 273823, количество ходатайств о содержании под стражей сократилось на 23,6% с 215506 до 164551. Численность находящихся в следственных изоляторах снизилась с 131400 до 118900 человек.

Далее политика гуманизации была продолжена, но уже в формате модернизации уголовного законодательства в целом. Изменениям подлежали практически все статьи Особенной части Уголовного кодекса. Федеральным законом от 7 марта 2011 г. N 26-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации” были ликвидированы нижние пороги санкций в виде лишения свободы в 68 составах Уголовного кодекса Российской Федерации. Тем самым обеспечен более дифференцированный подход для судей при вынесении приговоров, а также применения альтернативных видов наказания, не связанных с лишением свободы. Санкции 11 составов дополнены основным видом наказания в виде штрафа, 12 составов – исправительными работами.

Об определенных результатах гуманизации уголовного законодательства свидетельствуют статистические данные. В 2010 г. судами освобождены от уголовной ответственности 269 тыс. человек. Практически каждый четвертый был освобожден от уголовной ответственности в суде. Общее количество лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, по состоянию на 1 октября 2011 г. составило порядка 750 тыс. чел., для сравнения: в 2010 г. – порядка 861 тыс. осужденных.

Очередной этап по совершенствованию уголовного законодательства был ознаменован принятием самого масштабного за последние годы и значимого по предлагаемой концепции изменений закона, учитывая, что изменений коснулись 237 из 360 имеющихся статей Уголовного кодекса Российской Федерации. В рамках продолжения гуманизации в сфере экономической деятельности, в частности, важной новеллой является дополнение Уголовного кодекса Российской Федерации новой ст. 76.1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если оно полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

Проводимые изменения уголовного законодательства свидетельствуют о масштабной работе по его совершенствованию, по изменению подходов уголовной политики в целом. Законы должны отвечать основным потребностям общества, быть адекватными существующим реалиям. Главное не жестокость наказания, а его неотвратимость. Для устранения же искусственной криминализации существенное значение имеет само построение уголовных норм, их правовая определенность и четкость. В противном случае двоякое понимание ведет к их произвольному толкованию и, как следствие, коррупционным злоупотреблениям.

Совершенствование уголовного законодательства требует создания определенного баланса. Это усиление уголовной ответственности по тем преступлениям, где это действительно необходимо – терроризм, экстремизм, насилие против жизни и здоровья человека, против половой неприкосновенности несовершеннолетних. И смягчение наказания по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности. В комплексе же это будет составлять единую систему по обновлению законодательства.

Попова И.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code