ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Эффективность развития предпринимательства зависит от многих факторов, оказывающих влияние на позиционирование хозяйствующего субъекта на рынке производства товаров, выполнения работ и оказания услуг. К одному из таких факторов можно отнести систему права, представляющую собой совокупность регулярно развивающихся нормативно-правовых институтов и подсистем права.

Успешность функционирования и развития системы права в значительной степени обусловлена соответствующими нормативными воздействиями, к которым можно отнести как государственную политику в конкретной правовой области, так и деятельность региональной законодательной и исполнительной власти.

Поэтому для развития предпринимательства необходим переход к своевременному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям, с учетом конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

В условиях обострения конкуренции за рынки сбыта, ограничения энерго-сырьевых ресурсов, повышения степени неопределенности конъюнктуры на рынке особо актуальной стала проблема оптимизации затрат в процессе предпринимательской деятельности.

Стремление оптимизировать параметры и соответственно сроки разработки новой продукции направлены на повышение долгосрочности потенциала прибыльности с целью гарантирования конкурентоспособности на существующих и новых рынках. Использование в настоящее время рудиментных нормативных стандартов не позволяет бизнесу эффективно конкурировать на рынке.

Например, неспособность законодателей своевременно пересмотреть регламенты и технические стандарты в области строительства нефтегазохимических комплексов в России увеличивало сроки проектирования и стоимости строительства. По оценкам Министерства промышленности и энергетики, эти сверхжесткие и противоречивые нормативы делали строительство новых нефтегазохимических мощностей на 5 – 10% дороже, а сроки строительства увеличивались на три-четыре года.

Все это было не столь актуально, пока в отрасли не наметились крупные инвестиционные проекты, где экономия в 5 – 10% может привести к сохранению сотен миллионов или даже млрд. долл., которым можно было бы найти более эффективное применение (табл. N 1).

 

       Проект Стоимость по
действующим
нормативам
(млрд. руб.)
  Стоимость
при отказе от
устаревших
норм
(млрд. руб.)
    Суть
устаревших
норм
Продуктопровод
“Губкинский
газоперерабатывающий
комплекс – наливная
ж/д эстакада ШФЛУ
в районе
г. Ноябрьска”
    5,74      4,1 Увеличение
расстояний
между
линейными
кранами,
между
узлами
пуска-приема
средств
очистки и
диагностики
Межцеховые эстакады
на производственной
площадке ООО
“Тобольск-Нефтехим”
     2,5      1,75 Увеличенные
допустимые
площади
наружных
установок

 

Эксперты указывают и на длительность процесса получения исходно-разрешительной документации на строительство и на документальное оформление строительного процесса в российской нефтехимии (табл. 2).

 

 Страны  Россия  Англия
Число процедур    53    11
Время (дней)    540    186
Стоимость проектно-разрешительной
документации (тыс. долл.)
   388    26

 

К примеру, задержка пуска мощностей, подобных ООО “Тобольск-Полимер”, приводит к удорожанию проекта и упущенной выгоде по сравнению с Китаем на 160 млн. долл., так как мощности будут запущены на десять месяцев позднее, а по сравнению с Саудовской Аравией – на 180 млн. долл. (11 месяцев).

Несовершенный процесс согласований сокращает проектную прибыль на сотни миллионов долларов. Эти и другие примеры правовых проволочек приводят к удорожанию технических решений и ухудшению показателей технологического процесса в России по сравнению с другими странами мира. Помимо оптимизации действующего законодательства целесообразным представляется рассмотрение возможности концептуального реформирования всей системы, связанной с идеей плавного перехода от предписывающего регулирования к оценке рисков. Если на сегодня государство жестко устанавливает критерии безопасности, то при новом подходе государство будет устанавливать лишь пределы допустимого риска [1].

Одной из главных задач в сфере экономико-правового регулирования хозяйственной деятельности предпринимательства продолжает оставаться дальнейшая кодификация и совершенствование гражданского законодательства, так как Гражданский кодекс является экономической Конституцией РФ. Совершенствование нормативно-правовой регламентации отдельных норм позволит исключить из судебной практики двойное толкование статей Гражданского кодекса РФ.

Например, существуют различные правовые способы обеспечения исполнения обязательств должником по договору. Одним из них является договор уступки права требования (цессии).

Заключение договора цессии, если срок действия основного договора истек, а обязательства не выполнены в полном объеме, представляется проблематичным, так как в практике существуют две различные точки зрения арбитражных судов. Одна из них основывается на п. 3 ст. 425 ГК РФ, предусматривающей окончание срока действия договора с прекращением обязательств у сторон, на основании чего арбитражные суды отказываются взыскивать с недобросовестной стороны образовавшуюся задолженность, ссылаясь на недействительность сделки между старым и новым кредиторами (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.11.2010 N Ф09-9065/10-С3 по делу N 76-41041/2009-37-920/25).

Противоположное мнение связано с реализацией п. 4 ст. 425 ГК РФ, в котором указано, что окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение, связанное с неисполнением обязательств сторонами, даже за пределами установленного срока договора (Постановление ФАС Центрального округа от 03.08.2011 по делу N А48-4422/2010). Исходя из предоставленных примеров становится очевидной противоречивость судебной практики по вопросам правомерности заключения договоров цессии без согласия должника в случаях истечения срока действия основного договора [2].

Поэтому основной целью государственного экономико-правового регулирования предпринимательской деятельности является создание эффективного правового поля для модернизации российской экономики, так как без правового обеспечения прорывных технологий в экономике, политике, социальной жизни достичь практически невозможно.

 

Литература

 

1. Виньков А. Прошлое держит за ноги // Эксперт. 2011. N 39 (772).

2. Якимова О. Продаются долги // РГ. 2011. N 265 (5641).

Старинов Г.П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code