РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ

Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции. Сегодня в странах с развитой экономикой малые и средние предприятия являются важным “локомотивом” экономического роста. Следовательно, создание благоприятных условий для развития предпринимательства имеет важнейшее значение, как для малого сектора, так и для экономики в целом.

В силу своей специфики подавляющее количество малых предприятий в муниципальном образовании создается в таких сферах деятельности, как торговля и сфера услуг. Так, например, на 2011 г. в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан основная доля субъектов предпринимательства – 40,3% – занята оптовой и розничной торговлей; оказанием платных услуг занято 10,5% субъектов предпринимательства; в строительной отрасли занято 7,9%; в обрабатывающих отраслях (производство промышленной продукции и потребительских товаров) – 10,8%.

Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки и развития предпринимательства: система государственных институтов поддержки малого предпринимательства, система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства. Общие положения в области поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства определяются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” <1>.

——————————–

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.

 

Наряду с этим немаловажная роль отводится и органам местного самоуправления. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” <2> также закрепляются вопросы местного значения в отношении малого и среднего предпринимательства, но определяются они исходя из уровня муниципальных образований.

——————————–

<2> СЗ РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.

 

В ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ” в отношении органов местного самоуправления всех муниципальных образований используется формулировка “создание условий для развития малого и среднего предпринимательства”. Органы местного самоуправления всех муниципальных образований наделены следующими полномочиями:

1) формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;

3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;

4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;

5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

Муниципальная власть остро нуждается в действующих программах стратегического развития муниципального образования, а также в квалифицированных кадрах, способных эффективно управлять в рыночной среде муниципальным имуществом, финансами, муниципальными предприятиями и учреждениями, объектами городского хозяйства и социальной сферы, разрабатывать и реализовывать местные программы развития, привлекать к этой работе бизнес-структуры, общественные объединения, все слои населения, умело взаимодействовать с органами государственной власти.

Право органов местного самоуправления принимать нормативные акты по вопросам малого и среднего предпринимательства предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. Необходимо отметить, что к числу нормативных актов Закон относит муниципальные программы, которые утверждаются решением представительного округа.

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с законом как нормативные правовые акты органов местного самоуправления определяют: а) перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях; б) объем и источники их финансирования; в) органы местного самоуправления, ответственные за реализацию указанных мероприятий, и ожидаемые результаты их деятельности. Закон не устанавливает ни конкретных требований к таким программам, ни их периодичности, ни порядка разработки и принятия. Следовательно, определение всех этих параметров также должно осуществляться муниципальными правовыми актами.

Так, например, в муниципальном районе Стерлитамакский район Республики Башкортостан в период с 2006 по 2011 г. действовала муниципальная программа поддержки малого предпринимательства. Положительным являлось то, что реализация данной программы способствовала устойчивому развитию субъектов малого предпринимательства, созданию дополнительных рабочих мест, насыщению рынка товарами (услугами), пополнению республиканского и консолидированного бюджета муниципального района Стерлитамакский район. В результате деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджет Стерлитамакского района в 2009 г. поступило 35 млн. 75 тыс. руб., или 14,6% от общей суммы собственных доходов бюджета района. В 2011 году доля поступлений от субъектов предпринимательства в местный бюджет составляла 24,8%.

Однако необходимо отметить, что наряду с муниципальной программой органы местного самоуправления издают и другие правовые акты, которые вытекают из обязанностей, закрепленных в Федеральных законах от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ”. К их числу относится Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, которая описывает действия органов местного самоуправления, направленные на повышение качества жизни населения, включая формирование благоприятной социальной среды, обеспечение устойчивости территориального развития, сохранение благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Так, например, среди основных задач Комплексной программы социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2011 – 2015 годы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования осуществляется и через развитие инновационной и производственной сфер. Такая специфическая помощь выражается в:

1) создании технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон и т.п.

2) содействии патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;

3) создании условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;

4) создании акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Так, в Республике Башкортостан в рамках данного направления предусмотрено обеспечение текущего финансирования деятельности действующих бизнес-инкубаторов <3>.

——————————–

<3> Постановление Правительства Республики Башкортостан от 07.02.2011 N 29 “Об утверждении Порядка управления деятельностью бизнес-инкубаторов, созданных на территории Республики Башкортостан на условиях софинансирования за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета” // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 02.06.2011. N 11 (353). Ст. 670.

 

Под бизнес-инкубатором на территории Республики Башкортостан понимается организация, созданная для поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических услуг.

Например, в целях управления территориальным бизнес-инкубатором и осуществления поддержки субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности решением городского округа город Салават Республики Башкортостан от 28 мая 2008 г. N 2-5/50 создана Автономная некоммерческая организация “Бизнес-центр “Юг Башкортостана” (бизнес-инкубатор). Цель бизнес-инкубатора – создание максимально благоприятных условий для успешного начального развития малых предприятий.

В заключение хотелось бы отметить, что в целях дальнейшего развития малого бизнеса необходимо, во-первых, разработать программу стабилизации рынка труда в муниципальном образовании, т.е. оказать финансовую помощь безработным гражданам для начала развития собственного бизнеса за счет средств местного бюджета. Во-вторых, необходимо сформировать перечень муниципального имущества для льготной аренды малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями. В-третьих, организовать консультационную поддержку малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Данные мероприятия, безусловно, окажут значительную поддержку малому бизнесу на территории муниципального образования.

Муниципально-правовое регулирование предпринимательства – необходимый и неизбежный процесс. Оно продолжает процесс нормативного федерального и регионального уровней, задачами которых являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита потребителя от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными процессами, необходимо постоянное совершенствование правовой основы в сфере предпринимательской деятельности.

Усманова Р.М.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code